ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «ОРЛЕНОК» Принята на заседании педагогического совета Протокол №1 от «08» июня 2022 года «Утверждаю» РД ДОЛ «Орленок» Шабаев 3.3. июня 2022года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Путешествие в мир шахмат» Яая/7авленн»сть:физкультурно-спортивная Уровень программы :вволвьт Возраст учащихся:! -11 лет Срок реализации:3 месяца (72 часа) Автор - составитель: Исмаилова Райганат Исмаиловна Буйнакск 2022г РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие в мир шахмат» (далее — Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность. Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время возрос интерес к игре в шахматы. Программа отвечает современным требованиям развития системы образования, способствует личностному росту и творческой самореализации обучающихся. Обучение игре в шахматы направлено на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности. Реализация Программы способствует выявлению, сопровождению и развитию талантливых детей. Педагогическая целесообразность: при обучении игре в шахматы у обучающихся развиваются сила воли, усидчивость, целеустремлённость, умение достойно проигрывать и извлекать уроки из допущенных ошибок. В процессе реализации Программы ценно то, что на определённом этапе совершенствования игры в шахматы дети приучаются самостоятельно разбирать шахматные партии, а это содействует ещё более результативному обучению. Развитие логического и аналитического мышления способствует более успешному освоению обучающимися общеобразовательной программы в школе. Цель программы: развитие логического и аналитического мышления обучающихся посредством обучения основам шахматной игры и участия в спортивных турнирах для начинающих. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи: Обучающие: • ознакомление с историей шахмат; • ознакомление с основными понятиями и терминами шахматной игры; • введение в правила игры в шахматы; • формирование начальных навыков игры в шахматы, в том числе с записью партии; • обучение анализу партий. Развивающие: 2 • развитие интуиции,памяти; • развитие коммуникативныхнавыков. Воспитательные: • знакомство с основами шахматного этикета; • формирование умения владеть собой и добиватьсяцели. Категория учяи<ш:ся:Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 11 лет. На обучение по Программе принимаются все желающие независимо от уровня подготовки. Срок реализации программы - 3 месяца(72 ч.). Формы и режим занятий: форма работы с обучающимися групповые занятия, состоящие из теоретической и практической части. Обучение по Программе предусматривает индивидуальный, дифференцированный подход к каждому обучающемуся. Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа. Во время занятий предусмотрены 10-15 минутные перерывы. Планируемые результаты реализации Программы Будут знать: - историю мировых и русских (советских)шахмат; - шахматные фигуры, их начальные позиции иходы; - шахматнуюнотацию; - сравнительную ценностьфигур; - понятия шах, мат,пат; - общие принципыигры; - шахматныйэтикет; Будут уметь: - играть простую шахматную партию, в том числе с записьюходов; - анализироватьпартию; - правильно вести себя во время игры; - владеть собой и достойно принимать поражение илипобеду. 3 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план № Н а и м е н о в а н и е р а зд е л а , п /п тем ы К ол и ч ество часов В сег о Т еори я Ф орм ы П рактика Р а з д е л 1. аттестац и и / контроля беседа Ч то так ое ш ахм аты . И стория 2 2 - 2 2 - 36 14 22 ш ахм ат Значение 1.1. ш ахм аты . сл о в а Л егенда о ш ахм атах Р а з д е л 2. Н ачинаем и гр ать в ш ахм аты 2.1. Ш ахм атная доска 4 2 2 2.2. Ш ахм атная нотация 4 2 2 16 4 12 2.3. Ш ахм атны е ф игуры и их ходы П едагоги ческое наблю дение, 2.4. Ц е н н о с т ь ф и гу р 4 2 2 практи ческие 2.5. Н ападение 4 2 2 за д а н и я 4 2 2 18 8 10 2.6. В зя ти е . В з я т и е н а проходе 3. Р а зд е л Ц ель ш ахм атной партии 3.1. Ш ах и защ и та от ш аха 4 2 2 П рактические 3.2. М ат 4 2 2 за д а н и я , 3.3. П ат - ничья 4 турниры ш ахм атны е 6 2 вн у тр и объединения 3.4. С п о р т и в н ы е с о с т я за н и я 4 2 4 2 В нутриш кольны й турнир Р а зд ел 4. Т е х н и к а м а т о в а н и я одинокого короля 4.1. 4 .2. 4.3. М ат двум я ладьям и одиноком у королю М а т ф е р зё м и л а д ь ё й одиноком у королю М а т ф е р зё м и к о р о л ё м одиноком у королю Р а зд ел 5. П а р т и и -м и н и а т ю р ы В сег о 12 6 6 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 72 32 40 П рактические за д а н и я П рактические за д а н и я Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Что такое шахматы. История шахмат (2 часа) Тема 1.1. Значение слова шахматы. Легенда о шахматах Теория (2 ч.). Что такое шахматы. Легенда возникновения шахмат. История шахмат. Чатуранга. Шатрандж. Раздел 2. Начинаем играть в шахматы (36 часов) Тема 2.1. Шахматная доска Теория (2 ч.). Расположение доски между партнерами. Горизонталь. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикаль. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Практика (2 ч.). Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматная доска»). Тема 2.2. Шахматная нотация Теория (2 ч.). Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Практика (2 ч.). Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматная нотация»). 5 Тема 2.3. Шахматные фигуры и их ходы Теория (4 ч.). Белые и черные. Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура. Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь легкая фигура. Пешка. Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Превращение пешки. Король. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Рокировка. Основные принципы игры в начале партии. Нарушение основных принципов игры в начале партии (к чему приведёт ранний вывод ферзя, повторные ходы одними и теми же фигурами, бесцельные ходы крайними фигурами, задержка с рокировкой, вывод коня на край доски). Практика (12 ч.). Сеансы одновременной игры с педагогом. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматные фигуры и их ходы»). Тема 2.4. Ценность фигур Теория (2 ч.). Ценность фигур. Сравнительная силафигур. Размен.Равноценный, неравноценный размен. Практика (2 ч.). Выполнение практических заданий, решение заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Ценность фигур»). Тема 2.5. Нападение Теория (2 ч.). Создание угрозы фигурам партнёра. Практика (2 ч.). Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Нападение»). Тема 2.6. Взятие. Взятие на проходе Теория (2 ч.). Правила взятия на проходе. Выгодное взятие. Невыгодное взятие. Практика (2 ч.). Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Взятие. Взятие на проходе»). 6 Раздел 3. Цель шахматной партии (18 часов) Тема 3.1. Шах и защита от шаха Теория (2 ч.). Что такое шах. Обозначение шаха. Три способа защиты от шаха. Практика (2 ч.).Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шах и защита от шаха»). Тема 3.2. Мат Теория (2 ч.). Что такое мат. Обозначение мата. Мат - цель игры. Практика (2 ч.). Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Мат»). Тема 3.3. Пат - ничья Теория (2 ч.). Что такое пат. Обозначение пата. Когда может возникнуть пат (ничья). Практика (4 ч.). Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Пат - ничья»). Раздел 4. Техника матования одинокого короля (12 часов) Тема 4.1. Мат двумя ладьями одинокому королю Теория (2 ч.). Основные приемы линейного мата. Мат двумя ладьями одинокому королю. План матования. Практика (2 ч.). Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Мат двумя ладьями одинокому королю»). Тема 4.2. Мат ферзём и ладьёй одинокому королю Теория (2 ч.). Мат ферзём и ладьёй одинокому королю. Ферзь мобильнее, чем ладья! Опасностьпата. Практика (2 ч.). Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир 7 шахмат». Задания к теме «Мат ферзём и ладьёй одинокому королю»). Тема 4.3. Мат ферзём и королём одинокому королю Теория (2 ч.). Мат ферзём и королём одинокому королю. План матованш Практика (2 ч.). Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Мат ферзём и королём одинокому королю»). Раздел 5. Партии-миниатюры Теория (2 ч.). «Детский мат». Мат Легаля. Партия В. Стейниц - NN. Практика (2 ч.). Упражнения на шахматной доске. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие «Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Партии-миниатюры»). РАЗДЕЛ 3. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Текущий контроль осуществляется в течение года: выполнение практических заданий, шахматные турниры внутри объединения, педагогическое наблюдение. Итоговый контроль проводится в конце обучения: участие в шахматных турнирах для начинающих. Критериями оценки являются: правильное выполнение практических заданий, успешное выступление в турнирах. По итогам обучения определяется уровень освоения Программы. Высокий уровень освоения Программы Обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Знает историю шахмат, отлично ориентируется на шахматной доске, знает шахматные фигуры и их ходы, владеет шахматной нотацией, хорошо ориентируется в сравнительной ценности фигур, знает общие принципы игры и шахматного этикета, может результативно участвовать в шахматных турнирах для начинающих. Средний уровень освоения Программы Обучающийся демонстрирует не очень высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Не в полной мере знает историю шахмат, которая была освещена в рамках реализации данной Программы, путает шахматные фигуры и их ходы, делает ошибки в 8 шахматной нотации, не очень хорошо ориентируется в сравнительной ценности фигур, путает общие принципы игры и шахматного этикета, участие в шахматных турнирах для начинающихнерезультативно. Низкий уровень освоения Программы Учащийся демонстрирует низкую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Слабо владеет материалом Программы и не может участвовать в шахматных турнирах для начинающих. 9 РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Учебно-методическое и информационное обеспечение программы Занятия включают теоретическую и практическую Теоретическая работа с обучающимися проводится в форме: - части. лекций; бесед; анализа сыгранных партий; разбора партий известныхшахматистов. Практические занятия могут быть организованы в виде: - сеансов одновременной игры спедагогом; - решения практическихзаданий; - шахматныхтурниров. Материально-технические условия реализации Программы • • • ® • Доска шахматная демонстрационная с фигурами демонстрационными Доска шахматная с фигурами шахматными Стол шахматный Табурет к шахматному столу Часы шахматные Программа разработана в соответствии со следующими нормативно правовыми документами: ® Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р); • Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; (ссылка на ст.34, часть 1 п.7 ФЗ № 273); 10 • Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию общеобразовательных программ»; • СанПин 2.4.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41; • Приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 08.09.2015 №613н; • Письмо Минпросвещения от 28.06.2019г № МР-81/02 ВН «Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме». • Локальные акты Учреждения. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы, используемой при написании Программы 1. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. - М.: Физкультура и спорт, 1976. 2. Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультура и спорт, 1994. 3. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М.,1986. 4. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. - М.: Физкультура и спорт, 1980. 5. Линдер И.М., Шахматы на Руси. - М.:Наука,1975. 6. Сухин И. Удивительные - М.: Поматур,2000. приключения в Шахматной стране. 7. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких - СПб: Астрель,2007. 8. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы вшколе. -М .: Просвещение,2017. 9. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение,2017. 10. Шахматы. Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. И Список литературы для обучающихся 1. „ Авербах Ю., Бейлин М. Как научиться играть в шахматы - М.: Владис, 2018. 2. Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста - М.,1996. 3. Костров В., Давлетов Д. Шахматный учебник для детей и родителей. В 2 частях - М.: Русский шахматный дом,2015. 4. Чеваннес С. Шахматы для детей - М.: Эксмо,2015. Интернет-ресурсы 1. «Шахматы в жизни человека», [Электронный . ресурс] URL:https://www.youtube.com/watch?v=kROEkYBL8EE&list=PLhlrYqkZdA Z35m3H 91BrkbUat24XNmhg&index=l.(Дата обращения: 19.11.2018); 2. «Основы шахматной игры. Часть 1», [Электронный ресурс] URL:_ https://www.youtube.com/watch?v=kROEkYBL8EE&index=l&list=:PLhlrY qkZdAZ35m3H 91BrkbUat24XNmhg. (Дата обращения: 19.11.2018); 3. «Основы шахматной игры. Часть 2», [Электронный ресурс] URL:https://www.youtube.com/watch?v=9W5sxB0HV2A&index=2&list=PLhl rYqkZdAZ35m3H 91BrkbUat24XNmhg. (Дата обращения: 19.11.2018); 4. «Основы шахматной игры. Часть 3», [Электронный ресурс] URL:https://www.youtube.com/watch?v-hAOowvU4CXg&list=PLhlrYqkZdA Z35m3H 91BrkbUat24XNmhg&index=3. (Дата обращения: 19.11.2018); 5. «Основы шахматной игры. Часть 4», [Электронный ресурс] URL:https://www.youtube.conYwatch?v=hAOowvU4CXg&list:::::PLhlrYqkZdA Z35m3H 91BrkbUat24XNmhg&index=3. (Дата обращения: 19.11.2018). 12