Рабочая программа воспитания ГБУ ДОЛ Орленок на 2025г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «ОРЛЁНОК»

Решение педагогического
коллектива

УТВЕРЖДЕНО
РД ДОЛ
З.З.Шабакв

Протокол №__
от «.% » Off 2025 г.

2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ
«ОРЛЁНОК»

Буйнакский район с.В.Казанище 2025 г.

1

1. Общие положения.
Программа воспитательной работы оздоровительного лагеря
«Орлёнок» (далее -Программа) подготовлена старшим педагогом на
основе Федеральной программы воспитательной работы для организаций
отдыха детей и их оздоровления, утвержденной Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 17.03.2025 №209.
Программа
направлена
на
сохранение
и
укрепление
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к
которым относятся
• жизнь,
• достоинство,
• права и свободы человека,
• патриотизм,
• гражданственность,
• служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
• высокие нравственные идеалы,
• крепкая семья,
• созидательный труд,
• приоритет духовного над материальным,
• гуманизм,
• милосердие,
• справедливость,
• коллективизм,
• взаимопомощь и взаимоуважение,
• историческая память и преемственность поколений,
• единство народов России.
Программа разработана с учетом возрастных и психологических
особенностей участников, направлена на формирование у них
патриотизма, социальной ответственности и уважения к многообразию
культур народов России, а также развитие личностных качеств,
способствующих успешной социализации, формированию экологического
сознания и
эстетического
вкуса,
развитию
способностей
к
самовыражению в различных видах творчества и уважительного
отношения к труду, укреплению ценности семьи, дружбы, труда и знаний,
поддержанию физического и психологического здоровья.
Методологической основой разработки и реализации Программы
воспитательной работы являются два основных подхода: системно­
деятельностный и аксиологический.
Системно - деятельностный подход подразумевает организацию
воспитательной деятельности, в которой главное место отводится
активной, разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности
ребенка
и специальным
образом организованной
совместной
деятельности детей,

2

вожатых и педагогических работников в условиях временного детского
коллектива или временных детских групп, развитию их субъектной позиции.
Аксиологический подход подразумевает систему педагогических техник и
методов, которые способствуют развитию у детей и молодежи нравственных
качеств, ценностного восприятия мира, пониманию места ценностей в
окружающей действительности, формированию стремления к непрерывному
саморазвитию.
Принципы реализации Программы:
• принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
• принцип
системности,
непрерывности
и
преемственности
воспитательной деятельности;
• принцип единства концептуальных подходов, методов и форм
воспитательной деятельности;
• принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников и их групп;
• принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей детей;
• принцип реальности и измеримости итогов воспитательной
деятельности.
2. Целевые разделы программы.
Целью Программы является актуализация, формирование и внедрение
единых подходов к воспитанию и развитию детей и молодежи в сфере
организации отдыха и оздоровления детей в преемственности с единой
системой воспитания и государственной политики в области образования
подрастающего поколения в Российской Федерации.
Задачами Программы являются:
• разработка единых подходов к воспитательной работе педагогических
коллективов организации отдыха детей и их оздоровления, а также
иных организаций, осуществляющих воспитательные, досуговые и
развивающие программы в сфере детского отдыха;
• внедрение единых принципов, методов и форм организации
воспитательной деятельности
организаций
отдыха детей
и
оздоровления в их применении к процессу воспитания, формирования
и развития субъектности детей в условиях временных детских
коллективов и групп;
• разработка и внедрение единых подходов к развитию инструментов
мониторинга и оценки качества воспитательного процесса при
реализации Программы в организации отдыха детей и их
оздоровления, а также в иных организациях, осуществляющих
воспитательные, досуговые и развивающие программы в сфере
детского отдыха.

з

При реализации цели Программы учитываются возрастные группы детей:
7 - 1 0 лет - дети младшего школьного возраста;
11- 14 лет - дети среднего школьного возраста;
15- 17 лет - дети старшего школьного возраста.
Конкретизация цели воспитательной работы применительно к возрастным
особенностям детей позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты:
• В воспитании детей младшего школьного возраста целевым
приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения
участниками социально значимых знаний - базовых норм поведения и
культурно-исторических традиций общества. Воспитание в этом возрасте
направлено на формирование у детей представлений о гражданских,
нравственных
и
эстетических
ценностях,
развивает
чувство
принадлежности к семье, коллективу и Родине.
• В воспитании детей среднего школьного возраста целевым приоритетом
является создание условий для развития социально значимых и
ценностных отношений. Воспитательная работа в этом возрасте
направлена на формирование самостоятельности в принятии решений,
осознанного отношения к гражданским обязанностям, уважения к
традициям и культурным ценностям, развивает способность к
социальной активности и навыки взаимодействия с окружающими.
• Воспитание детей старшего школьного возраста ориентировано на
создание условий для приобретения опыта в осуществлении социально
значимых действий и инициатив. Целевым приоритетом является
развитие гражданской зрелости, осознанного выбора жизненных и
профессиональных направлений, формирование ответственности за свои
поступки и готовности к активному участию в общественной жизни, а
также уважение к правам и обязанностям гражданина.
Разделы Программы раскрывают особенности формирования содержания
воспитательной работы, а блоки "Мир", "Россия", "Человек" определяют
ключевые сквозные векторы содержания инвариантных и вариативных
модулей.

3 Содержательный раздел.
В
основу
каждого
направления
воспитательной
работы
в
оздоровительном лагере «Дружба» заложены базовые ценности, которые
способствуют всестороннему развитию личности и успешной социализации в
современных условиях.
Основные направления воспитательной работы включают в себя:
• гражданское воспитание: формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к многонациональному народу России как источнику власти
4

•

•

•

•

•

•

•

в российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей
гражданина Российской Федерации;
патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и
уважения к другим народам России, формирование общероссийской
культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе
духовно- нравственной культуры народов России, традиционных
религий народов России, формирование традиционных российских
семейных ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на развитие
самостоятельности, трудовую деятельность, получение профессии,
личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном
труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в
труде, профессиональной деятельности;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни_____и
эмоционального
благополучия;
компонент
здоровьесберегающей
работы,
создание
благоприятного
психологического климата, обеспечение рациональной и безопасной
организации оздоровительного процесса, эффективной физкультурнооздоровительной работы, рационального питания, создание безопасной
среды, освоение детьми норм безопасного поведения в природной,
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей;
познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя
и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию с учетом
личностных интересов и общественных потребностей.

Блок содержания «МИР»
Категории: мировая культура, знакомство с достижениями науки с
античных времен до наших дней, вклад российских ученых и деятелей
культуры в мировые культуру и науку; знакомство с духовными ценностями
человечества.
Формы реализации содержания блока "Мир":
• литературные вечера, исторические игры, информационные часы "Жизнь
замечательных людей", на которых детям демонстрируются образцы
нравственного поведения через знакомство с историческими деятелями
науки и культуры разных стран и эпох, с героями-защитниками
Отечества;
5

• игровые форматы, направленные на знакомство с мировым и
общероссийским
культурным
наследием
литературы,
музыки,
изобразительного
творчества,
архитектуры,
театра,
балета,
кинематографа, мультипликации;
• тематические мероприятия, направленные на формирование культуры
мира, позволяющие детям осознать важность уважения к разнообразию
культур и народов, развить навыки гармоничного взаимодействия и
сотрудничества;
• события и мероприятия, отражающие ценности созидания и науки:
стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к
знаниям,
образованию,
создание
единого
интеллектуального
пространства,
позволяющего
популяризировать
формы детского
интеллектуального
досуга:
проведение
интеллектуальных
и
познавательных игр; организация конструкторской, исследовательской и
проектной деятельности; просмотр научно-популярных фильмов; встречи
с людьми, добившимися успехов в различных сферах деятельности,
дискуссионные клубы, дебаты, диспуты;
• мероприятия и дела, направленные на изучение России, русского языка и
языков народов России, родного края, населенного пункта как
культурного пространства, фольклорные праздники в контексте мировой
культуры и нематериального наследия;
• тематические беседы и диалоги на тему духовно-нравственного
воспитания; проведение обсуждений на темы морали, духовных
ценностей, честности, справедливости и милосердия.

Блок «РОССИЯ»
Комплекс мероприятий:
Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его
тысячелетней историей, общероссийской культурной принадлежностью и
идентичностью, историческим единством народа России, общностью его
исторической судьбы, памятью предков, передавших любовь и уважение к
Отечеству, веру в добро и справедливость.
Предполагаемые формы мероприятий:
• торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага
Российской Федерации в день открытия (закрытия) смены и в дни
государственных праздников Российской Федерации, а также
ежедневные церемонии подъема (спуска) Государственного флага
Российской Федерации;
• тематические дни;
• использование в работе материалов о цивилизационном наследии
России, включающих знания о родной природе, достижения культуры и
искусства, изобретения и реализованные масштабные проекты.
Второй комплекс мероприятий
связан
с
суверенитетом
и
безопасностью,
защитой российского общества, народа России, памяти защитников
б

Отечества и подвигов героев Отечества, сохранением

исторической правды.
Предполагаемые форматы мероприятий:
• проведение
тематических
занятий
о
героизме
и
мужестве,
раскрывающих важность сохранения памяти о подвигах наших
предков, защитивших родную землю и спасших мир от фашистской
агрессии, о геноциде советского народа, о военных преступлениях
нацистов, которые не имеют срока давности;
• проведение встреч с героями России, организация клубов юных
историков, деятельность которых направлена на просвещение,
сохранение и защиту исторической правды;
• вовлечение детей старших отрядов в просветительский проект "Без
срока давности", который нацелен на патриотическое воспитание детей
и подростков, направлен на формирование их приверженности
традиционным российским духовно-нравственным ценностям - любви
к Родине, добру, милосердию, состраданию, взаимопомощи, чувству
долга;
• посещение мемориального комплекса «Вечный огонь».
Третий комплекс мероприятий направлен на служение российскому
обществу и исторически сложившемуся государственному единству, и
приверженности Российскому государству и раскрывает многообразие
национальностей России, российского общества: национальные общины,
религии, культуры, языки.
Предполагаемые форматы мероприятий:
• информационные часы и акции во взаимодействии с Общероссийским
общественно- государственным движением детей и молодежи (далее Движение Первых).
Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языком
государственным языком Российской Федерации.
Предполагаемые формы мероприятий:
• организация выставок книг, посвященных русскому языку, русской
литературе и русской культуре;
• культурно-просветительские мероприятия, направленные на знакомство
с историей и богатством русского языка, его ролью в культуре и
искусстве: лекции, беседы, литературные вечера, посвященные
выдающимся писателям, поэтам и языковым традициям России.
• конкурсы, посвященные русскому языку, которые помогают детям и
подросткам раскрыть творческий потенциал, в том числе сочинений,
стихов или эссе на темы, связанные с языковыми ценностями,
вдохновляющие на самовыражение, показывают красоту русского слова,
отрядные события по мотивам русских народных сказок; литературные
конкурсы, конкурсы чтецов; реконструкция русских народных
8

праздников; проекты по собранию русских пословиц и поговорок;
крылатых выражений о родстве, дружбе, верности и других
нравственных ориентирах.
Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой (малой Родины,
своего края, России), с ответственностью за сохранение природы перед
будущими поколениями и бережным отношением в использовании природных
ресурсов.
Предполагаемые формы мероприятий:
• экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания
детей;
® экскурсии по территории, знакомящие детей с природными объектами,
позволяющие изучать природные объекты в естественной среде,
обеспечивающие взаимосвязь и взаимозависимость в целостной
экосистеме;
• беседы об особенностях родного края;
• акции, демонстрирующие преимущества раздельного сбора твердых
коммунальных отходов, повторного использования, бережного
отношения к ресурсам: воде, электричеству, которые учат детей
минимизировать или ликвидировать вред, наносимый природе;
• свод экологических правил в отряде и в целом в организации отдыха
детей и их оздоровления;
• ведение дневника погоды (для детей младшего школьного возраста),
обучение приемам определения температуры воздуха, облачности,
типов облаков, направления ветра (при наличии метеорологической
станции в организации отдыха детей и их оздоровления);
• конкурс рисунков, плакатов, инсценировок на экологическую тематику;
• встречи и беседы с экспертами в области экологии, охраны
окружающей среды, учеными, эко-волонтерами.

Блок «Человек»
Блок "Ч еловек” отражает комплекс мероприятий, направленных на
воспитание культуры здорового образа жизни, личной и общественной
безопасности.
Предполагаемые формы мероприятий:
• проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий:
зарядка, спортивные игры и соревнования;
• беседы, направленные на профилактику вредных привычек и
привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
• создание условий для физической и психологической безопасности
ребенка в условиях организации отдыха детей и их оздоровления,
профилактика травли в детской и подростковой среде, психолого­
педагогическое
сопровождение
воспитательного
процесса
в
организации;
9

• проведение целенаправленной работы всего педагогического коллектива
по созданию эффективной профилактической среды и обеспечение
безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной
деятельности;
® проведение инструктажей и игр, знакомящих с правилами безопасного
поведения на дорогах и в транспорте, правилами пожарной
безопасности, правилами безопасности при занятиях спортом,
правилами поведения на водоемах, правилами поведения
в
общественных местах, правилами поведения при массовом скоплении
людей;
• проведение тренировочной эвакуации при пожаре или обнаружении
взрывчатых веществ;
• реализация
разных
форм
профилактических
воспитательных
мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в
цифровой среде, против вовлечения в деструктивные группы в
социальных сетях, в деструктивные молодежные, религиозные
объединения, субкультуры, информирующие о безопасности дорожного
движения, противопожарной безопасность, гражданской обороны,
антитеррористической, антиэкстремистской безопасности;
• организация
превентивной работы
со сценариями
социально
одобряемого поведения, развитие у детей навыков рефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому
давлению;
® поддержка инициатив детей, вожатых и педагогических работников в
сфере укрепления безопасности жизнедеятельности, профилактики
правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной
девиантному поведению - познание (путешествия), испытание себя
(походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в
том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная,
искусство);
• мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей и
подростков социально-ценностного отношения к семье как первоосновы
принадлежности к многонациональному народу России, Отечеству;
• игры, проекты, мероприятия, направленные на формирование бережного
отношения к жизни человека, личностной системы семейных ценностей,
воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа;
® подготовка детей и подростков к осознанному выбору жизненного пути
с ориентацией на создание крепкой и счастливой семьи с
использованием проектной деятельности, различных игр, акций и
мероприятий.
Инвариантные общие содержательные модули включают:
Модуль "Спортивно-оздоровительная работа'*.
Спортивно-оздоровительная работа в оздоровительном лагере «Дружба»

ю

включает в себя организацию оптимального двигательного режима с учетом
возраста детей и состояния их здоровья.
Физическое воспитание реализуется посредством:
• физкультурно-оздоровительных занятий, которые проводятся с детьми
по графику, максимально на открытых площадках;
• дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной
направленности, обеспечивающих систематические занятия спортом в
условиях физкультурно-спортивных объединений;
• различных видов гимнастик, утренней вариативной зарядки (спортивная,
танцевальная, дыхательная, беговая, игровая);
• динамических пауз в организации образовательной деятельности и
режимных моментов;
• спортивно-массовых мероприятий, предполагающих спартакиады,
спортивные соревнования, праздники, викторины, конкурсы;
• организации работы по знакомству с правилами здорового питания с
использованием материалов официального сайта Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
"здоровое-питание.рф".
Спортивно-оздоровительная работа строится во взаимодействии с
медицинским персоналом с учетом возраста детей и показателей здоровья.
Модуль "К ультура России".
Данный модуль реализуется в целях содействия формированию
нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой
личности, соотносится с задачами государственной политики в области
интересов детей, а также в части поддержки и сохранения традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, а также является инструментом
передачи свода моральных, этических и эстетических ценностей,
составляющих ядро национальной российской самобытности, в деятельности
организаций отдыха детей и их оздоровления.
Воспитательная работа предполагает:
• просмотр отечественных кинофильмов, спектаклей, концертов и
литературно- музыкальных композиций;
• участие в виртуальных экскурсиях и выставках;
• проведение "громких" чтений, чтений по ролям;
• постановки спектаклей;
• реализацию иных форм мероприятий на основе и с привлечением
произведений, созданных отечественными учреждениями культуры, в
том числе в рамках тематического дня.
Организация воспитательной работы в рамках модуля "Культура России"
возможна с использованием различных безвозмездных электронных ресурсов,
созданных в сфере культуры: "Культура.РФ", Национальная электронная
библиотека, Национальная электронная детская библиотека, Президентская
11

библиотека и других.
Модуль "Психолого-педагогическое сопровождение”.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется при наличии в
штате организации отдыха детей и их оздоровления педагога - психолога и
включает в себя описание работы педагога-психолога (структурного
подразделения оказания психолого - педагогической помощи организации
отдыха детей и их оздоровления), которая базируется на соблюдении
профессиональных принципов сообщества педагогов-психологов.
Комплексная работа педагога-психолога (структурного подразделения
оказания психолого-педагогической помощи организации отдыха детей и их
оздоровления) включает в себя вариативность направлений психолого­
педагогического сопровождения детей на протяжении всего периода их
пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления: сохранение и
укрепление психического здоровья детей; содействие в раскрытии творческого
потенциала детей и их способностей, выявление и психологическая поддержка
одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;
психолого-педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, детей ветеранов боевых действий; детей участников
(ветеранов) специальной военной операции; формирование коммуникативных
навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских
объединений.
Формы
психолого-педагогического
сопровождения:
консультирование,
диагностика,
коррекционно-развивающая
работа,
профилактика, просвещение.
Модуль "Детское самоуправление".
На уровне всего лагеря:
самоуправление в лагере может складываться из деятельности временных
и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся:
дежурный отряд, творческие и инициативные группы, советы дела. Постоянно
действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет
командиров отрядов, деятельность клубов, штабов.
На уровне отряда :
• через деятельность лидеров,
выбранных
по инициативе и
предложениям членов отряда, представляющих интересы отряда в
общих делах организации отдыха детей и их оздоровления, при
взаимодействии с администрацией организации отдыха детей и их
оздоровления.
Структура самоуправления строится с учетом уклада лагеря, тематической
и игровой модели смены, с определением необходимости создания органов для
координации всех сторон жизни в отряде, в организации отдыха детей и их
оздоровления, выбора их названия (советы, штабы, клубы) и возложения
поручений на них.
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
12

жизненной позиции детей направлена на формирование у детей ориентации на
активную жизненную позицию, инициативность, вовлечение их в совместную
деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения
социальной успешности детей строится на принципах:
• публичности, открытости поощрений (информирование всех детей о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного
числа детей);
• соответствия символов и процедур награждения укладу организации
отдыха детей и их оздоровления, качеству воспитывающей среды,
символике организации отдыха детей и их оздоровления;
• прозрачности правил поощрения (соблюдение справедливости при
выдвижении кандидатур);
• регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых);
• сочетания индивидуального и коллективного поощрения в целях
стимулирования индивидуальной и коллективной активности детей,
преодоления
межличностных
противоречий
между
детьми,
получившими и не получившими награды;
• дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Система поощрения в лагере включает в себя набор педагогических
средств,
приемов,
методов,
обеспечивающих
стимулирование
индивидуального развития ребенка и коллективного роста отряда. В
программе смены будет предусмотрено, как отмечать индивидуальные заслуги
ребенка и коллективные достижения отрядов.
Поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции детей происходит на организационном уровне и предполагает
привлечение ребенка к участию в делах отряда и всей организации отдыха
детей и их оздоровления, включение в органы самоуправления, где ребенку
предоставляется право голоса при решении ряда проблем, как правило,
социального характера; на социальном уровне представляет собой: вручение
наград, дипломов за участие и победу в конкурсных мероприятиях;
объявление благодарности ребенку родителю (родителям) или законному
представителю (законным представителям) за личные достижения; публичные
поощрения отрядных и индивидуальных достижений, в том числе создание
портфолио; размещение фотографий на почетном стенде или в официальных
социальных сетях организации отдыха детей и их оздоровления; ступени роста
статуса ребенка; на эмоциональном уровне как создание ситуации успеха
ребенка, которая формирует позитивную мотивацию и самооценку.

Модуль "Инклюзивное пространство*'.
Инклюзивное образовательное пространство строится как комфортная и
доступная среда для детей с особыми образовательными потребностями и
должно быть направлено на социализацию детей с ограниченными
13

возможностями здоровья (далее - ОВЗ), инвалидностью и адаптацию их в
самостоятельной жизни.
При организации инклюзивного пространства создаются особые условия:
• организационное обеспечение (нормативно-правовая база);
• материально-техническое
обеспечение,
включая
архитектурную
доступность;
• кадровое обеспечение,
в том числе комплексное психолого­
педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, инвалидностью на
протяжении всего периода его пребывания в организации отдыха детей и
их оздоровления;
• программно-методическое обеспечение (реализация адаптированных
образовательных программ, программ коррекционной работы).
Специальными задачами воспитания детей с особыми образовательными
потребностями
являются:
налаживание
эмоционально-положительного
взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и
интеграции в организации отдыха детей и их оздоровления; формирование
доброжелательного отношения к детям и их семьям со стороны всех
участников воспитательного процесса; построение воспитательной работы с
учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
При организации воспитания детей с ОВЗ, инвалидностью следует
ориентироваться
на:
• формирование личности ребенка с особыми образовательными
потребностями с
• использованием соответствующих возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
• создание оптимальных условий совместного воспитания детей с особыми
образовательными потребностями и их сверстников с использованием
вспомогательных технических средств коллективного и индивидуального
пользования и педагогических приемов, организацией совместных форм
работы вожатых, воспитателей, педагогов- психологов, учителейлогопедов, учителей-дефектологов;
• личностно-ориентированный
подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Ключевым условием создания инклюзивного пространства является
равноправное включение в общий воспитательный процесс всех участников
смены (детей с ОВЗ, детей с особыми образовательными потребностями, их
нормативно развивающихся сверстников, воспитателей, вожатых, педагоговпсихологов, учителей-логопедов, учителей- дефектологов).
Модуль ''Профориентация".
Воспитательная деятельность по профориентации включает в себя
профессиональное просвещение, диагностику и консультирование по
проблемам профориентации, организацию профессиональных проб и
осуществляется через:
• профориентационные игры: симуляции, сюжетно-ролевые и деловые
14

игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо
принять решение, занять определенную позицию), расширяющие
знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной детям
профессиональной деятельности;
• встречи с гостями: экспертами в области профориентации,
представителями разных профессий, дающие детям начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
• организация тематических дней, в работе которых принимают участие
эксперты из различных сфер производства, бизнеса, науки, и где дети
могут познакомиться с профессиями, получить представление об их
специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить в
себе соответствующие навыки, расширить знания о рынке труда;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов:
просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в
мастер-классах.
Модуль "Коллективная социально значимая деятельность в
Движении Первыхм.
Данный модуль содержит в себе описание взаимодействия с Движением
Первых с целью формирования у детей представления о назначении Движения
Первых, о его месте и роли в достижении приоритетных национальных целей
Российской Федерации и своем личном вкладе в социально значимую
деятельность. Предусмотрено включение в Программу воспитательной работы
следующих форматов:
• программа профильной смены Движения Первых - программы для
детей в возрасте от 7 до 17 лет, выстроенные по логике конструктора
профильных смен Движения Первых и направленные на приобщение
подрастающего поколения к российским традиционным духовнонравственным ценностям, создание условий для личностного развития
и гражданского становления детей, усвоение ими норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, вовлечение в
деятельность Движения Первых. Профильные смены Движения Первых
проводятся во всех организациях отдыха детей и их оздоровления
разных типов во всех регионах;
• тематический День Первых - эффективно построенная система
воспитательных событий, обеспечивающая, с одной стороны,
просвещение и всестороннее развитие участников через их включение в
различные виды полезной и интересной деятельности, с другой формирование и расширение представлений о Движении Первых,
стимулирование активного участия в деятельности Движения Первых.
Формы воспитательной работы:
• классные встречи с успешными активистами Движения Первых 15

•

•
•

•

•

•

•

открытый диалог "путь к успеху", мотивационная встреча "равныйравному" способствует формированию активной жизненной позиции и
уверенности в себе у участников смены на примере успеха ровесника;
волонтерские мастер-классы - проведение занятий и встреч для
знакомства детей с принципами, направлениями волонтерства и его
историей;
акции по благоустройству территории, уборке природных зон - вклад в
сохранение окружающей среды и экологическое благополучие;
организация мероприятий для младших отрядов - старшие дети
помогают в организации игр, представлений и праздников для младших,
что развивает навыки заботы о других и лидерские качества;
обучение навыкам оказания первой помощи - тренинги по оказанию
первой помощи помогают детям научиться заботиться о других и быть
полезными в экстренных ситуациях;
благоустройство мемориалов и памятных мест, изучение исторического
значения этих объектов с целью укрепления патриотизма и чувства
уважения к культурному наследию;
медиа - волонтерство; ведение блога, создание фото и видео продуктов о
волонтерских инициативах оздоровительного лагеря с целью развития
навыков коммуникации медиа-творчества;
проектировочный семинар о траектории социального развития в
Движении Первых.
Вариативные содержательные модули.

Модуль "Экскурсии и походы".
Для детей и подростков организуются туристские походы, экологические
тропы, тематические экскурсии (выездные): экскурсии по памятным местам и
местам боевой славы, в музей.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у
них навыков безопасного поведения в природной среде, самообслуживающего
труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил и
имущества.
В зависимости от возраста детей выбирается тематика, форма,
продолжительность, оценка результативности экскурсии и похода.
Партнерские организации - музеи города, центральная библиотека,
отдел культуры г. Буйнакска.
Модуль "Кружки и секции".
Дополнительное образование детей в лагере является одним из основных
видов деятельности и реализовываться через деятельность кружковых
объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы
смен.
Дополнительное образование детей в лагере реализуется через
16

деятельность кружковых объединений, секций, клубов по
студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.

интересам,

Модуль "Цифровая и медиа-среда".
Цифровая среда воспитания предполагает ряд следующих мероприятий:
телемосты, онлайн-встречи, видеоконференции;
• занятия направленные на формирование культуры информационной
безопасности,
информационной
грамотности,
противодействие
распространению идеологии терроризма, профилактики травли в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
• онлайн-мероприятия в официальных группах организации в социальных
сетях;
• освещение деятельности оздоровительного лагеря в официальных
группах в социальных сетях и на официальном сайте организации.
Формы воспитательной работы:
• детский редакционный совет с участием консультирующих их взрослых,
целью которого является освещение (через детскую газету (стенгазету),
детское радио или телевидение, телеграмм-канал) наиболее интересных
моментов жизни своего отряда или организации отдыха детей и их
оздоровления;
• детская группа, принимающая участие в поддержке соответствующей
группы в социальных сетях с целью освещения деятельности лагеря в
информационном пространстве, привлечения внимания общественности,
информационного продвижения ценностей организации отдыха детей и
их оздоровления и организации виртуальной диалоговой площадки, на
которой
детьми,
педагогическими
работниками
и родителем
(родителями)
или
законным
представителем
(законными
представителями) могли бы открыто обсуждаться значимые для
жизнедеятельности организации вопросы;
• детская медиа - студия, в рамках которой создаются фотографии,
ролики,
клипы,
осуществляется
монтаж
познавательных,
документальных, анимационных, художественных фильмов, с акцентом
на этическое, эстетическое, экологическое, патриотическое просвещение
аудитории.
• Механизмом реализации информационного обеспечения является
информирование возможных участников воспитательного процесса
лагере через информационно- телекоммуникационную сеть "Интернет" и
средства массовой информации.
Модуль "Проектная деятельность".
Проектная деятельность в условиях лагеря в основном реализуется в
формах: конкурс детских проектов; проектный образовательный интенсив;
профильная смена.
В процессе работы над проектом участники смены самостоятельно
занимаются поиском необходимой информации, выдвигают гипотезы,
17

анализируют, обобщают проработанные материалы, учатся обосновывать и
доказывать предполагаемые выводы и результаты, повышая тем самым свой
интеллектуальный уровень, расширяя кругозор.
Воспитательный потенциал проектной деятельности заключается в
коллективном
взаимодействии,
обсуждении
решений,
развитии
и
формировании коммуникативных компетенций, в том числе навыков делового
общения, сотрудничества и продуктивного взаимодействия.
Модуль ’’Детская дипломатия и международные отношения”.
Детская дипломатия объединяет детей, проявляющих интерес к общению с
детьми другой страны. Дети знакомят друг друга с культурой, языком,
этикетом, историей своих стран.
Формы воспитательной работы:
• международные акции.
При планировании и реализации содержания программы воспитательной
работы необходимо обеспечить интеграцию смысловой основы и единых
воспитательных линий, включая каждое пространство, в котором ребенок
совместно с коллективом реализует и развивает свои способности.
Уровни реализации содержания:
Общелагерный
уровень

Межотрядный
уровень

Определяет установки содержания и демонстрацию
ценностного отношения по каждому из смысловых
блоков: "Мир”, "Россия" (включая
региональный
компонент), "Человек".
Каждая встреча всех участников смены, включая все
направления и всех специалистов, должна представлять
собой
совместное
"проживание"
участниками
эмоционального опыта, способствующего принятию
ценностей, определяющих воспитательный компонент.
Позволяет
расширить
спектр
коммуникативного
пространства для ребенка.
События
организуются
исходя
из
возрастных
особенностей и предполагают реализацию содержания по
дружинам.
Одной из эффективных и универсальных форм работы на
данном уровне является гостевание отрядов ("отряд в
гостях у отряда"), которое предполагает взаимную
подготовку и знакомство друг друга
с особенностями своего уклада.

18

Групповой
уровень

Отрядный
уровень

Соотносится с реализацией содержания в формате
объединений детей из разных отрядов в рамках единого
выбранного самими детьми направления: секции, студии
и кружки, органы самоуправления на общелагерном
уровне.
Особенность работы заключается в разновозрастном
формате совместной деятельности
• Является ключевым воспитывающим пространством,
создающим
уникальную
среду
совместного
проживания и совместного творчества детей и
взрослых. Реализация воспитательного потенциала
отрядной работы предусматривает:
• планирование и проведение отрядной деятельности;
• поддержку активной позиции каждого ребенка,
предоставления им возможности обсуждения и
принятия решений, создание благоприятной среды
для общения;
• доверительное общение и поддержку детей в решении
проблем, конфликтных ситуаций;
• организацию интересных и полезных для личностного
развития
ребенка
совместных
мероприятий,
позволяющих вовлекать в них детей с разными
потребностями,
давать
им
возможности
для
самореализации,
устанавливать
и
укреплять
доверительные отношения, стать для них наставником,
задающим образцы поведения; вовлечение каждого
ребенка в отрядные дела и обще лагерные мероприятия
в разных ролях:
• сценаристов, постановщиков, исполнителей,
• корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов
и других;
• формирование и сплочение отряда (временного
детского коллектив) через игры, элементы тренингов
на
сплочение
и
командообразование,
огонек
знакомства, визитные карточки отрядов;
• предъявление единых требований по выполнению
режима и распорядка дня, по самообслуживанию,
дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических
требований;
• принятие совместно с детьми законов и правил отряда,
которым они будут следовать в организации отдыха
детей и их оздоровления, а также символов, названия,
девиза,
эмблемы,
песни,
которые
подчеркнут
принадлежность к конкретному коллективу;

19

• диагностику интересов, склонностей, ценностных
ориентации, выявление лидеров, референтных групп,
непопулярных детей через наблюдение, игры, анкеты;
• аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ
ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;
• поддержку
детских
инициатив
и
детского
самоуправления
через
деятельность
лидеров,
выбранных по инициативе и предложениям членов
отряда представляющих интересы отряда в общих
делах организации отдыха детей и их оздоровления,
при взаимодействии с администрацией организации
отдыха детей и их оздоровления. При формировании
структуры отрядного самоуправления возможно
применение
метода
чередования
творческих
поручений;
• проведение сбора отряда: хозяйственный сбор,
организационный сбор, утренний информационный
сбор отряда и другие;
• проведение
огоньков
(особое
межличностное
внутригрупповое камерное общение, отличающееся
• откровенностью,
доброжелательностью,
эмпатичностью и поддержкой): огонек знакомства, огонек
организационного периода, огонек-анализ дня, огонек
прощания,
тематический
огонек,
коллективное
обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня,
анализ проведенных акций и складывающихся в
отряде взаимоотношений;
организация коллективно-творческих дел (КТД).
КТД как особый тип формы воспитательной работы,
как
социальная
деятельность
детской
группы
направлена на создание нового продукта (творческого
продукта), улучшающего окружающую действительность
(основу данной методики составляет коллективная
творческая деятельность, предполагающая участие
каждого члена коллектива во всех этапах организации
деятельности от планирования до анализа).______________
Система индивидуальной работы с ребенком, а также психолого­
педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации
отдыха детей и их оздоровления направлена на создание комфортных условий
для развития коммуникативной компетенции у воспитанников.

20

4. Организационный раздел.
Особенности
воспитательной
работы
обусловлена
ресурсным
потенциалом, продолжительностью пребывания ребенка в лагере, его
занятостью, в том числе обязательной образовательной или трудовой
деятельностью, а также средой, в которой реализуется Программа.
Оздоровительный лагерь «Орлёнок» реализует воспитательную работу с
учетом всеобщности и взаимосвязи всех процессов, неотрывного включения
детей в воспитывающее пространство, интенсивности коммуникативной
нагрузки.
Уклад организаций отдыха детей и их оздоровления задает расписание
деятельности организации и аккумулирует ключевые характеристики,
определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад организации
включает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений,
традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности,
определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытность
организации. На формирование уклада конкретной организации отдыха детей и
их оздоровления
влияют
региональные
особенности:
исторические,
этнокультурные, социально-экономические, художественно-культурные, а
также тип поселения.
Уклад организации отдыха детей и их оздоровления непосредственно
связан с такими характеристиками, как
• открытость организации как социальной среды;
• цикличность (организация отдыха детей и их оздоровления как
воспитательная организация существует в ситуации сменяемости периодов
переходя от периода активной деятельности во время смен к подготовительнообобщающему периоду в межсезонье)
• временность (коллектив каждой смены различен);
• всеобщность (круглосуточность пребывания в организации отдыха
детей и их оздоровления, за исключением форм организаций отдыха детей и их
оздоровления с дневным пребыванием детей);
• многопрофильность и вариативность (разнообразие видов деятельности,
подвижность межличностных контактов, интенсивность отношений);
• предопределенность законов традиций.
Элементы уклада:
1.
Быт организации является элементом уклада повседневной жизни
детей, вожатых, сотрудников организации в течение смены и формирует
архитектурно-планировочные особенности организации отдыха детей и их
оздоровления (близость к природной среде, благоустроенность, техническая
оснащенность, инфраструктура помещений для бытовых, досуговых,
образовательных, спортивных и других занятий). Учитывая то, что дети будут
находится в лагере в течение дня, нахождение ребенка в организации отдыха
детей и их оздоровления, обеспечивается комфортность решения естественно­
культурных задач социализации (самообслуживание, гигиена).
21

2. Режим, соблюдение которого связано с обеспечением безопасности,
охраной здоровья ребенка, что подкреплено правилами:
• "закон точности" ("ноль-ноль"),
• "закон территории" и другие.
Планирование программы соотнесено с задачей оздоровления и отдыха
детей в каникулярный период, продолжительностью сна, двигательной
активности и прогулок не должны быть сокращены из-за насыщенности
мероприятиями. Учитывая интенсивность деятельности в организациях отдыха
детей и их оздоровления с дневным пребыванием, необходимо предусмотреть
свободное время на восстановление, а также использовать разнообразие и
чередование форм деятельности.
3. Корпоративная культура лагеря является элементом уклада и состоит из:
• миссии организации отдыха детей и их оздоровления,
• сформированных ценностей, правил и норм поведения,
• трудового этикета и стиля взаимоотношений с детьми и их родителем
(родителями) или законным представителем (законными представителями),
• внешнего вида сотрудников и детей.
4. Символическое пространство лагеря включает в себя традиции,
правила, легенды, кричалки, песенно-музыкальную культуру, ритуалы и другие.
Каждый элемент символического пространства лагеря имеет условный
(символический) смысл и эмоциональную окраску, тесно связанную по своей
сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценностями и принципами
жизнедеятельности организации и государственной политикой в области
воспитания, используемые в практической деятельности.
Песенно-музыкальная культура должна быть основана на отечественном
наследии, лучших образцах песенного и музыкального творчества. Легенды
являются уникальным инструментом осознания ребенком в процессе
обсуждения с коллективом нравственных категорий, ценностей, являющимися
основой воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления.
Также к символическому пространству относятся информационные стенды для
детей и сотрудников, отрядные уголки, дизайн воспитывающей среды, малые
архитектурные
формы,
которые взаимно дополняют и усиливают
воспитательных эффект посредством интеграции в символическое пространство
и игровую модель.
Ритуалы лагеря:
• торжественные (по поводу символических событий из жизни лагеря,
общественной жизни): торжественные линейки, ритуалы, связанные с
атрибутами организации (знамя, флаг, памятный знак).;
• ритуалы повседневной жизни: передача дежурства, начало или
завершение дела, дня, рабочая линейка, "тайный знак", передача "наказа"
(обращение) от смены к смене и другое.

22

Реализация Программы:
Подготовитель
ный этап

Организацион
ный период
смены

Основной
период смены

Итоговый
период смены

Этап
последействия

• подбор и обучение педагогического состава с
практическими
блоками
освоения
реализации
содержания Программы,
• установочное
педагогическое
совещание
с
включением всего кадрового состава,
• подготовка методических материалов, включая
примеры сценариев для проведения работы на
отрядном уровне,
• планирование деятельности,
• информационная работа с родителем (родителями)
или
законным
представителем
(законными
представителями).
• адаптация детей к новым условиям,
• знакомство с режимом, правилами, укладом
организации отдыха детей и их оздоровления,
• формирование временного детского коллектива.
Содержание
событий
организационного
периода
представлено
в
инвариантных
(обязательных)
общелагерных и отрядных формах воспитательной
работы в календарном плане воспитательной работы.
• максимальное развитие личностного потенциала
каждого ребенка
• посредством коллективной деятельности как на
уровне отряда, так и в иных объединениях.
Содержание событий основного периода представлено в
инвариантных
(обязательных)
общелагерных
и
отрядных
формах
воспитательной
работы
в
календарном плане.
• подведение итогов совместной деятельности,
• фиксация и принятие участниками смены позитивного
опыта и формированию индивидуальных маршрутов
дальнейшего развития потенциала детей.
Содержание событий итогового периода представлено в
инвариантных (обязательных) обще лагерных и отряд­
ных формах воспитательной работы в календарном
плане.
• подведение итогов реализации программы
воспитательной работы;
• определение наиболее и наименее эффективных форм
деятельности;
• сопровождение детей и поддержка в реализации идей
и личностного потенциала по возвращении в
постоянный детских коллектив;
• посредством обратной связи или характеристик,
направленных или переданных в образовательную
организацию.
23

Анализ воспитательной работы ДОЛ «Орлёнок» осуществляется в
соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными
результатами воспитанников.
Основной метод анализа воспитательной работы - самоанализ с целью
выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением
(при необходимости) внешних экспертов, специалистов, который проводится
ежегодно в период первого месяца летних каникул.
Планирование анализа воспитательной работы включается в календарный
план воспитательной работы.
Анализ проводится совместно с педагогическим составом, с заместителем
директора по воспитательной работе (заместителем директора по ВР,
вожатыми, воспитателями, с последующим обсуждением результатов на
педагогическом совете.
Основное внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с
качеством: реализации программы воспитательной работы в организации
отдыха детей и их оздоровления в целом; работы конкретных структурных
звеньев организации отдыха детей и их оздоровления (отрядов, органов
самоуправления, кружков и секций); деятельности педагогического
коллектива; работы с родителем (родителями) или законным представителем
(законными представителями); работы с партнерами.
Организация вправе сама подбирать удобный инструментарий для
мониторинга результативности воспитательной работы. При выборе методик
следует учитывать их индивидуальность, адаптированность для определенного
возраста и индивидуальных особенностей детей.
Итогом самоанализа является перечень достижений, а также выявленных
проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому
коллективу.
Итогом результативности воспитательной работы (самоанализа) может
являться аналитическая справка, являющаяся основанием для корректировки
программы воспитания на следующий год.
Партнерское взаимодействие с общественными и молодежными
организациями в условиях организации отдыха детей и их оздоровления
способствует успешной реализации Программы, включающей в себя
совместную деятельность с различными образовательными организациями,
организациями
культуры,
спорта,
общественными
и
молодежными
объединениями, иными юридическими лицами, разделяющими в своей
деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада
организации.
Партнерское взаимодействие предусматривает:
- участие представителей организаций-партнеров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках данной Программы и календарного плана
воспитательной работы (выставки, встречи, тематические дни, дни открытых
дверей, тематические праздники, торжественные мероприятия и другие);
24

Список социальных партнеров лагеря постоянно изменяется и растет, среди
постоянных партнеров стоит отметить:
1. МЧС
2. Центральная библиотека Буйнакского района
3. Центр Досуга Буйнакского района
4. Отдел культуры Буйнакского района
А так же в течении смен приезжают различные эксперты в различных
областях деятельности для проведения мастер-классов.
Взаимодействие с родительским сообществом - родителям (законными
представителями) детей.
Форматы:
• информирование родителя (родителей) или законного представителя
(законных представителей) до начала заезда ребенка в организацию
отдыха детей и их оздоровления об особенностях воспитательной
работы, внутреннего распорядка и режима, необходимых вещах,
которые понадобятся ребенку, с помощью информации на сайте
организации, в социальных сетях и мессенджерах;
• дни и события, в которые родитель (родители) или законный
представитель (законные представители) могут посещать организацию
отдыха детей и их оздоровления в специально отведенных местах в
соответствии с распорядком дня и локальными документами данной
организации,
нормами
санитарно-эпидемиологического
законодательства, планами и содержанием программной деятельности,
утвержденными в организации формами взаимодействия родителя
(родителей) или законного представителя (законных представителей) и
детей;
• размещение информационных стендов в местах, отведенных для
общения детей и родителя (родителей) или законного представителя
(законных представителей) у ворот и контрольно-пропускного пункта
(КПП) с информацией, полезной для родителей или законных
представителей федерального, регионального и общелагерного уровня;
• родительские форумы на интернет-сайте организации отдыха детей и их
оздоровления, интернет-сообщества, группы с участием педагогов и
вожатых, на которых обсуждаются интересующие родителей (законных
представителей) вопросы, согласуется совместная деятельность;
• участие родителя (родителей) или законного представителя (законных
представителей) детей в психолого-педагогических консилиумах в
случаях,
предусмотренных
соответствующими
локальными
нормативными документами организации отдыха детей и их
оздоровления;
• при наличии среди детей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей, детей-инвалидов, детей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, детей, в отношении которых проводится индивидуальная
профилактическая работа, и так далее, осуществляется целевое
25

взаимодействие с их родителем (родителями)
представителем (законными представителями).

или

законным

Кадровое обеспечение реализации Программы предусматривает механизм
кадрового обеспечения организации отдыха детей и их оздоровления,
направленный на достижение высоких стандартов качества и эффективности в
области воспитательной работы с детьми:
• систему отбора,
• форму трудоустройства, количество необходимого педагогического
персонала;
• распределение
функционала,
связанного
с
планированием,
организацией,
обеспечением
и
реализацией
воспитательной
деятельности с указанием должностей соответствии со штатным
расписанием организации, расстановку кадров; вопросы повышения
квалификации педагогических работников в области воспитания и
образования;
• систему подготовки педагогических работников для работы в
организации отдыха детей и их оздоровления;
• систему мотивации и поддержки педагогических работников и
вожатых;
систему
методического
обеспечения
деятельности
педагогического состава;
• систему наставничества и преемственности в трудовом коллектив
организации отдыха детей и их оздоровления.

26

Начальник
лагеря

Педагогическ
ий состав

Медицинский
персонал

Физрук

общее руководство работой лагеря
подбор и подготовка педагогических кадров для
реализации программы
координация деятельности педагогического отряда
создание условий для воспитательной и
оздоровительной работы
обеспечение содержательной части смены
(организация и проведение мероприятий,
координация работы взводов)
общее руководство игровой ситуацией
руководствоработой временных творческих
коллективов педагогов
организация соревнований между взводами
планирование, разработка, подготовка, проведение и
анализ игровых действий;
разработка предложений по изменению структуры и
проведению игры, подведение итогов,
организация жизнедеятельности отряда
осуществление контроля за соблюдением детьми
режимных моментов.
организациядежурства отрядов по столовой,
территории, посещения туалетных комнат,
медицинского кабинета.
проведение с детьми бесед по правилам техники
безопасности, о правилах личной гигиены
обеспечение безопасной жизнедеятельности детей
участие
в
игровой
деятельности
(по
мере
необходимости).
организация оздоровительно-досуговой деятельности
в отряде.
руководство и организация отрядных творческих дел
учеба актива взвода
создание безопасных условий жизнедеятельности
детей
проводит оздоровительную работус детьми на основе
дифференцированного подхода;
осуществляет контроль за санитарно-гигиеническими
нормами в лагере, питанием детей, соблюдением
режимных
моментов,
своевременно оказывает
необходимую
медицинскую
помощь детям и
работникам лагеря.
организация спортивной работы лагеря
решение проблем физического воспитания детей:
укрепление здоровья, физическое развитие детей и
т.д.
обеспечение безопасной жизнедеятельности детей

27

Методическое обеспечение реализации Программы предназначено для
специалистов, ответственных за реализацию содержания программы смены
(руководитель организации отдыха детей и их оздоровления, старший
педагог по воспитательной работе, педагогический коллектив).
На основе Программы воспитательной работы лагеря формируется
программа деятельности для каждой смены, календарный план (план-сетка)
с учетом регионального компонента и соответствующих срокам проведения
смены памятных дат, отражая длительность и тематику смены, игровую
модель, интегрируя инвариантные и вариативные модули с опорой на
календарный план.
Создается методический комплекс, включающий типовые сценарии
ключевых событий, памятки и инструкции, дидактические материалы,
диагностические материалы.
В
рамках
реализации
содержания
Программы
проводятся
педагогические совещания, планерные встречи всего кадрового состава.
Материально-техническое обеспечение реализации Программы.
Базовый минимум:
• флагшток,
• Государственный флаг Российской Федерации,
• флаг субъекта Российской Федерации,
• флаг смены (при наличии);
• музыкальное оборудование и необходимые для качественного
музыкального оформления фонограммы, записи;
• оборудованные локации для общелагерных и отрядных событий,
отрядные места, отрядные уголки (стенды);
• спортивные площадки и спортивный инвентарь;
• канцелярские принадлежности в необходимом количестве для
качественного оформления программных событий;
• специальное оборудование, которое необходимо для реализации
конкретной программы воспитательной работы, направлений
воспитательной деятельности и направленностей дополнительного
образования;
• специальное оборудование, которое необходимо для обеспечения
инклюзивного пространства.

1.
2.
3.
4.

Инфраструктура
для
организации
воспитательной
деятельности
Библиотека располагается в «Дружинной».
Оборудованное помещение для занятий физической культурой:
имеется спортивная площадка площадью 280 кв.м.,
Площадка перед корпусами:
Стадион .

5. Игровые площадки
6. Инфраструктура
для
организации
образовательной деятельности

культурно-досуговой

и

Материально-техническая база:
• спортинвентарь;
• музыкальная колонки, микшерный пульт, радиомикрофоны;
• радиоточка;
Спортивная
и материальная
база позволяет
организовывать
разнообразную спортивную работу.
7. Календарно - тематическое планирование летнего
оздоровительного лагеря «Орлёнок»
В 2025 учебном году в период летних каникул (июнь,июль.август)
реализуется оздоровительным лагерем
«Орлёнок» для детей 7 - 1 5 лет.
Период
смены

Даты
проведе
ния
05.06

28.06

teC
Я
о
2
п

Отряд
Обще
лагерный ный
уровень
уровень
инвариантные формы
Линейка
или
церемония
пттспыти я
смены

21 07

S

Ом
о
я

ЗЯ
3
я
яо
ш
л
я
«
с-

О

06.06

Хозяйстве
нный сбор
детского
лагеря

Примечания

Торжественный старт смены, образец
отношения к государственным символам.
Ключевые категории: Родина, Россия,
малая Родина, дом. Блок о культуре и
истории России.
Вынос
Государственного
флага
Российской
Федерации.
Исполнение
Г осударственного
гимна
Российской
Федерации.
Приветственное
слово
представителей администрации. Блок о
содержании программы смены, игровой
модели. Творческие номера с участием
педагогического
состава
и
детей.
Включение регионального компонента
через
музыкальное
сопровождение,
перечисление населенных пунктов - малой
Родины детей.
Формирование
правил
безопасного
поведения. Демонстрация ценности труда.
Общий сбор детского лагеря. Знакомство с
территорией.
Знакомство с сотрудниками. Знакомство с
правилами и традициями. Подведение
итогов: договоренность о правилах

08.06

05.06

Презентация
программы
смены
и
введение
в
игровую
модель смены
Инструктажи

28.06

21.07.

05-08.06
20.06

06.06

совместной жизни в детском лагере, которая может быть закреплена в
виде свода на отрядных уголках.
Знакомство с идеей программы, игровым маршрутом. Представление
объединений по интересам (дополнительное образование) в игровом
контексте. Старт сюжета (задания для отрядов,
появление
героев/персонажей).
Итог: понимание детьми- участниками смен плана смены, своих
возможностей и перспектив в рамках смены.
Интерактивный формат, отличающийся от классно-урочной системы.
Обозначение ценностей жизни, здоровья и безопасности. Для детей
младшего школьного возраста возможны варианты создания свода
правил в виде рисунков, для детей среднего и старшего школьного
возраста - варианты комиксов, создание коротких видеороликов
(инструкций).
Ведение
журнала
инструктажей,
включение
необходимых инструкций исходя из специфики формы организации
отдыха детей и их оздоровления.

Игры
на
знакомство,
командообра
зование,
выявление
лидеров

Выбор игр соотносится с формированием уважительного
отношения к личности ребенка и формированию у него базовых
ценностей
российского
общества,
способствует
развитию
коммуникации
и
созданию
комфортной
эмоционально­
психологической атмосферы в отряде.
Условия проведения игр могут видоизменяться, включая элементы
веревочного курса или подвижных форм деятельности, в зависимости
от условий и специфики детского лагеря.

Организацио

Определение названия отряда, отражающее смысловые основы

нный
сбор отряда

05.06

24.06

По
понедель
никам

Г осударствен
ного
флага
Российской
Федерации.

ежеднев
но

Утренняя
гигиеническа
я гимнастика.
Тренировочна
я
пожарная
эвакуация

3

X
tt)
S
a
et
о

X
Cl,
о
X
)X
о
X
X
о
оX

о

05.06
28.06

содержания программы смены, соотносимое с традиционными
российскими духовно-нравственными ценностями.

Выборы представителей органов
самоуправления, включая общелагерный уровень и
отрядный.
Постановка общей цели и договоренность о
правилах совместной жизни и деятельности.
Знакомство с Традиции.
традициями
Уважение к личности.
лагеря.
Формирование ценности человека, команды и дружбы. Рассказ о себе:
интересы, ожидания от смены. Доверительный диалог в тематике смены.
Традиции и правила отрядного огонька.
Для пришкольных детских лагерей возможен формат творческого вечера
с представлением визитных карточек участников или команд.
Ключевая задача: формирование уважительного отношения и чувства
сопричастности к государственным символам.
Право поднять Государственный флаг предоставляется одному из
участников смены, оглашаются его успехи или достижения.
Исполнение Государственного гимна Российской Федерации.
Эмоциональный старт дня.
Возможно привлечение к организации события представителей
дежурного по территории или
столовой, объединение взрослых и детей.
Ценность здоровья, развития.
Демонстрация
позитивного
личного
примера
со
стороны
педагогического коллектива.
Обеспечение безопасного пребывания детей на территории детского
лагеря.

По
планусетке
программ
ы смены

Тематические
дни
и
мероприятия
в
соответствии
с
государствен
ными
и
профессионал
ьными
праздниками,
а
также
памятными
днями.

По плану-сетке программы смены


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».