Дополнительная общеобразовательная программа Время лидеров на 2025г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «ОРЛЁНОК»
УТВЕРЖДЕНО
Ш ь|ктрр ГБУ РД ДОД ДОЛ

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Время лидеров»

Целевая аудитория: обучающиеся
в возрасте 7-15 лег
Форма обучения: очная
Срок реализации программы: 21 день

Объем: 147часов

Буйнакский район с В. Казанище 2025 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

3

Календарный учебный график

13

Учебный план

13

Блок 1. Учебная деятельность

14

Блок 2. Воспитательная работа

18

Методическое обеспечение

27

Ресурсное обеспечение

30

Список литературы

31

3

Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
В современном мире важными качествами человека стали социальная
мобильность, коммуникабельность и конкурентоспособность. Одной из
важнейших задач образовательно-воспитательного процесса в настоящее
время является развитие социальной активности обучающихся. Главная цель
этого процесса - формирование гражданина, личности, способной не только
полноценно жить в обществе, но и быть максимально ему полезным.
Современная

педагогическая

практика

опирается

на

личностно­

ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается
как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется
созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и
эмоционального развития растущей личности. Страна нуждается в новом
поколении

активистов,

неординарным

людей,

мышлением.

стимулирование

их

обладающих
Таким

организаторской

уверенностью

образом,

подготовка

деятельности

в

успехе,
лидеров,

приобрела

на

сегодняшний день особую актуальность, большую социальную значимость.
Склонность к лидерству проявляется в раннем детстве и развивается
как

качество

личности,

проявление

которого

является

средством

самоутверждения и самоопределения личности.
Задача педагогов помочь в этом каждому обучающемуся персонально,
побудить

его

к

активным

действиям,

самосовершенствованию,

программированию своего будущего. Эта задача в полной мере способствует
социализации личности, а развитие лидерских способностей повышает
возможности обучающихся в новых социально-экономических условиях.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года приоритетной задачей государства в сфере воспитания детей
определяет

развитие

высоконравственной

личности,

разделяющей

4

российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными
знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях
современного общества.
Одним

из самых действенных

способов для

ребенка

проявить

творческую активность, раскрыть свой талант и способности, развить
индивидуальность - участие в проектах, конкурсах и грантах, таких как
всероссийский конкурс лидеров и руководителей детских и молодежных
общественных объединений «Лидер XXI века», всероссийский конкурс для
школьников «Большая перемена» и др.
Детский Оздоровительный Лагерь
является

уникальной

образовательной

«Орлёнок» ( - ДОЛ «Орлёнок»)
площадкой

для

формирования

сообщества молодых лидеров, способных принимать эффективные решения
для реализации стратегического потенциала нации.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Время лидеров» (далее - ДООП, программа) ориентирована на выявление и
реализацию лидерского потенциала обучающихся и поможет ребенку более
полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития
в рамках личной и общественно-полезной деятельности.
Программа направлена на развитие ключевых лидерских компетенций:
личная эффективность, ответственность, командная работа, эффективная
коммуникация, результативность, проектный подход и призвана подготовить
участников смены к проактивной, ответственной и результативной работе в
будущем. Особое внимание в программе уделяется развитию компетенций,
необходимых для разработки и реализации социальных проектов.
В основе программы лежит комплексный подход к подготовке лидера
«новой формации», ориентированного на эффективность в современных
социальных условиях:
общения,

умеющего

компетентного, с высокой
эффективно

культурой делового

взаимодействовать

со

сверстниками,

имеющего активную жизненную позицию.
Новизна

программы

заключается

в

развитии

коммуникативно­

организационной среды для обучающихся, которая создает возможность

5

интеграции молодых людей в социокультурные процессы, происходящие в
обществе при помощи решения реальных практических задач на основе
кейсового метода; организации практических консультаций экспертов в
области межличностной коммуникации, построения команд, социального
проектирования и развития интеллектуальных способностей ребенка.
Процесс
Обучающиеся

обучения

носит

практико-ориентированный

характер.

с первых занятий начинают разрабатывать социальные

проекты, формировать все необходимые для их реализации этапы.
В программе предусмотрены инновационные форматы взаимодействия,
такие как проектная деятельность, мотивационные

и

форсайт-сессии.

Программа состоит из модулей, которые могут при необходимости гибко
перестраиваться в процессе реализации.
Педагогическая

целесообразность

реализации

программы

обосновывается тесной взаимосвязью образовательных и воспитательных
элементов

программы.

формирование

активной

Все

образовательные

жизненной

позиции

занятия

направлены

на

ребенка,

уровня личной

ответственности за свою судьбу, личной заинтересованности в командном
результате, ответственности за принятые решения, признания ошибок и
работы над ними.
Программа

разработана

согласно

требованиям

следующих

нормативных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-Ф3.
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года»
3. Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

6

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р.
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-p.
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
8. Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
В рамках

программы

предусмотрена

педагогическая

работа

по

гигиеническому воспитанию обучающихся, направленная на профилактику
заболеваний, на распространение знаний о личной и общественной гигиене и
здоровом образе жизни.
Цель

программы:

развитие

ключевых

лидерских

компетенций

обучающихся, поддержка социальной инициативы.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучение способам

проектной деятельности

в соответствии

с

уровнем развития лидерских компетенций;
- обучение способам презентации социально-значимых проектов;
- обучение

способам

рефлексии,

формирования

команды

разработчиков проектов;
- обучение навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других.
Развивающие:

7

- развитие

лидерских

компетенций

в

социально-значимой

деятельности;
- формирование

навыков

эффективного

взаимодействия

со

сверстниками и взрослыми, норм безопасного социального поведения;
- формирование навыков совместного решения проектных задач;
- поддержка проектной деятельности участников программы;
- развитие навыков создания и реализации собственных идей и
проектов;
- развитие навыков обмена информацией, умение вести дискуссию.
Воспитательные:
- актуализация у детей позитивного имиджа лидера;
- актуализация чувства гражданственности и патриотизма;
- повышение культуры межличностных отношений;
- воспитание

общероссийской

идентичности

и

социальной

ответственности;
- актуализация личностной ответственности за выполняемую работу;
- формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья
обучающихся;
- гигиеническое воспитание;
- трудовое воспитание.
Целевая аудитория: обучающиеся общеобразовательных организаций
в возрасте 7 - 1 5 лет.
Особенности реализации программы
ДООП реализуется в условиях ДОЛ «Орлёнок». Особенностями
реализации ДООП являются:
- краткосрочность

реализации

в

условиях

временного

детского

коллектива;
- практико-ориентированная образовательная деятельность;
- сборность

детского

коллектива (принадлежность

культурам, народам Республики и из разных регионов России);

к различным

8

- в

программе

предусмотрены

взаимодействия обучающихся

инновационные

форматы

в рамках образовательных мероприятий

(решение кейсов, проектная деятельность, тренинги).
Сроки реализации программы
Продолжительность

образовательного

процесса

равна

продолжительности смены и составляет 21 день. Программа реализуется в
период с 10.06.2025 г. по 30.06.2025 г.
Режим образовательной деятельности
Образовательная деятельность осуществляется согласно распорядку
дня ДОЛ «Орлёнок» в соответствии с планом-сеткой программы и планом
воспитательной работы ДОЛ «Орлёнок».
Формы проведения занятий.
- деловая игра;
- интерактивная сессия;
- форсайт-сессия;
- тренинг;
- мастер-класс;
- творческая встреча;
- конкурсная программа;
- фестиваль
- рефлексия;
- спортивные и творческие активности.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап.
- разработка программы и плана-сетки программы;
- разработка

коллективно-творческих

дел,

подготовка

сценариев

вечерних мероприятий;
- определение

необходимых

ресурсов:

материально-технические,

кадровые и др.
- проведение педагогического совета для вожатых с целью знакомства
с содержанием программы.

9

Организационный этап:
- заезд детей,

знакомство друг с другом,

сотрудниками,

ДОЛ

«Орлёнок», режимными моментами;
- вводная диагностика (анкетирование);
- формирование временного детского коллектива, выработка правил
совместной жизни и безопасности, личной и общественной гигиены;
- командообразование;
- знакомство с программой и мотивация на активное участие в ней;
- квест «Тропа доверия»; вводная общая рефлексия;
-

церемония подъёма Государственного флага Российской Федерации

и исполнение Г осударственного гимна Российской Федерации.
Основной этап
- реализация образовательных занятий;
- проектная деятельность;
- мастер-классы, творческие встречи, акции, конкурсы, спортивные
активности.
Итоговый этап
- подведение итогов программы;
- проведение итоговых мероприятий программы;
- итоговое анкетирование, итоговая общая рефлексия;
- церемония спуска Г осударственного флага Российской Федерации и
исполнение Государственного гимна Российской Федерации.
Механизм реализации программы.
Программа реализуется через игровую модель.
Обучающиеся распределяются по отрядам, отряд - «Экипаж».
Содержание программы структурировано в 3 модуля. Каждый модуль «Мастерская»,

в рамках

которой

обучающиеся

получают

знания

по

лидерским компетенциям.
В течение смены участники «Экипажа» под руководством педагоганаставника разрабатывают проекты (индивидуальные и коллективные), все

10

проекты являются практико-ориентированными, соответствуют тематике
программы.
Самоуправление в ДОЛ «Орлёнок» реализуется через систему Совета
смены и совета отрядов, в функции которого входит подготовка и проведение
ежедневного Старта Дня, решение организационных вопросов в течение дня.
Вечерние

мероприятия

представлены

в

форме

квестов,

интеллектуальных игр, творческих конкурсов, концертных программ и т.д.
Все мероприятия направлены на знакомство, сплочение, взаимодействие,
выявление лидерских способностей и развитие творческого потенциала
обучающихся.
Итоговое мероприятие - Фестиваль проектных идей «Я - лидер!».
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся предполагает
организацию рефлексивно-аналитической деятельности, которая включает:
анкетирование, наблюдение, беседы, анализ дня, анализ дела, анализ смены с
использованием игровых технологий («Китайская стена», «Литературный
экран настроения», «Незаконченное предложение» и т.д.).
Используются следующие методики, направленные на определение
уровня развития лидерских качеств, обучающихся: «Экспресс-диагностика
организаторских способностей» Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов;
«Методика самооценки лидерских качеств. Тест «Я Лидер» М.И. Рожков; «
Отряд «экипажи» ведут активную деятельность в «Гонке Лидеров»
среди отрядов, в которой отмечает достижения в определённой сфере
деятельности отряда и его участников, участие в работе «Мастерских»,
выстраивает индивидуальную траекторию развития.
Планируемые результаты
Предметные.
Обучающиеся будут знать:
- механизмы

масштабирования

проектных

идей

на

различных

уровнях;
- алгоритм создания проектов общественно-полезной, социально­
значимой деятельности на различных уровнях;

11

- основы командного взаимодействия.
Обучающиеся будут уметь:
- ставить цели и находить ресурсы для их достижения, исходя из
уровня реализации проекта;
- разрабатывать методики, технологии организации социокультурной,
проектной, социально значимой работы;
- разрабатывать и реализовывать мероприятия в образовательной
организации, на уровне территориального образования, региона и т.д.;
- самостоятельно определять цели личностного развития;
- использовать

информационно-коммуникационные

технологии

в

проектной деятельности, ориентироваться в условиях смены образовательно­
коммуникативных технологий;
- проектировать собственную траекторию развития;
- ставить задачи, достигать и презентовать результаты;
- общаться и взаимодействовать в команде;
- выполнять творческие задания.
Обучающиеся будут владеть:
- навыками тайм-менеджмента;
- навыками работы с информацией;
- коммуникативными навыками;
- навыками работы в команде;
- навыками креативного мышления;
- основами проектного менеджмента;
- навыками самодисциплины и самоорганизации.
Метапредметные:
- уметь оценивать правильность выполнения поставленной задачи,
собственные возможности её решения;
- самостоятельно определять цель своего обучения, формулировать
для себя новые задачи в творческой деятельности;
- соотносить
результатами;

свои

практические

действия

с

планируемыми

12

- уметь

разрабатывать

нестандартные

идеи,

ориентироваться

в

специфике реализации этих идей;
- уметь организовывать сотрудничество и совместную деятельность;
работать индивидуально и в группе.
Личностные
В

ходе

реализации

программы

у

участников

смены

будут

сформированы:
- ответственное

отношение

к

обучению,

осознанный

выбор

и

построение дальнейшей индивидуальной траектории развития;
- лидерские компетенции;
- осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- навыки публичного выступления, самопрезентации, аргументации
личных позиций и мнений, самоанализа;
- коммуникативная компетентность в сотрудничестве со сверстниками
и взрослыми в процессе творческой деятельности;
- навыки самообслуживания;
- навыки здорового образа жизни, гигиенические навыки.
Итоги реализации программы и формы подведения:
- конкурсная программа «Ты супер!» (личный успех);
-

карта личностного роста («Гонка Лидеров», «Навигатор моих

достижений»);
- фестиваль проектных идей «Я - лидер!».
В результате реализации программы, приобретенные обучающимися
умения и навыки, будут успешно применяться в практической деятельности.

Календарный учебный график
№

Срок реализации ДООП

смены

Количество

Количество

дней/часов

обучающихся

1

1 0 .0 6 .2 0 2 5 - 3 0 .0 6 .2 0 2 5

21/147

250

2

0 4 .0 7 .2 0 2 5 - 2 4 .0 7 .2 0 2 5

21/147

250

13

3

250

21/147

2 8 .0 7 .2 0 2 5 - 1 8 .0 8 .2 0 2 5

Учебный план
Учебный

план

разработан

с

целью

создания

единого

учебно-

воспитательного пространства для отдыхающих ДОЛ «Орлёнок», определяет
содержание и организацию образовательного процесса по ДООП «Время
лидеров», определяет перечень блоков, объем часов по каждому блоку.
Общий объем часов -147.

Учебный план ДООП содержит следующие блоки:
Количество
Наименование блока

часов

Блок 1. Учебная деятельность

32

Блок 2. Воспитательная деятельность

115

Итого:

147

1. Учебная деятельность
Учебно-тематический план
Количество часов, вид занятий
Раздел, тема
1
2
2.1

Теоретическая Практическа
я часть
часть
-

Презентация программы
Командообразование

«Путь к успеху»
-

Всего
часов

1

1

1

1

2.2

Ключевые компетенции
успешной личности

1

1

2

2.3

Эффективная коммуникация

-

1

1

2.4

Эмоциональный интеллект

2

-

2

2.5

Креативное мышление

-

2

2

2.6

Критическое мышление

-

2

2

14

2.7

Искусство самопрезентации.
Публичное выступление

2

2

4

2.8

Финансовая грамотность

2

1

3

2.9.

Т айм-менеджмент

1

1

2

8

11

19

Итого:

«Я лидер!»

3
3.1

Проект: поиск идей для
реализации, оценка перспектив

1.5

2

3.5

3.2

Фестиваль проектных идей «Я
лидер»

1

2

3

4

6.5

2.5
Итого:
«Книга - наставник»

4
4.1

Тренинг «Живые картины»

-

2

2

4.2

От прочтения к эффективной
презентации

1

1

2

4.3

Книга — наставник: конкурс
видеороликов

-

1

1

Итого:

1

4

5

Подведение итогов программы

-

0,5

0,5

11.5

20.5

32

5

Итого:

(Примечание. Продолжительность смены 21 день (без дней заезда и разъезда, воскресных
дней). Количество дней, отведённых на образовательную деятельность - 16 В день на
проведение образовательных занятий - 2 часа. Итого - 32 часа).

Содержание
Тема 1. Презентация программы
Практика. Знакомство с основными направлениями и значимыми
событиями

программы.

Презентация

Знакомство

с педагогами,

экспертами,

программы

«Время

наставниками.

лидеров».

Вводная

общая

рефлексия.
Модуль «Путь к успеху»
Тема 2.1. Командообразование
Практика. Упражнения на командообразование. Развитие навыка
эффективного взаимодействия в команде, освоение методов адаптации в
коллективе, формирование навыков неконфликтного поведения, овладение

15

эффективными

способами

невербального

общения

и

технологиями

получения обратной связи.
Тема 2.2. Ключевые компетенции успешной личности
Теория. Система личностного роста и развития личности. Траектория
личностного развития. Целеполагание.
Практика. Составление «Траектории личностного развития». Тренинг
«Перспектива моей жизни».
Тема 2.3. Эффективная коммуникация
Практика. Тренинг по формированию способов конструктивного
взаимодействия.
Тема 2.4. Эмоциональный интеллект
Теория. Понятие «Эмоциональный интеллект», драйвера
эмоционального интеллекта.
Практика. Упражнение «Путеводитель по эмоциям отряда». Создание
карты эмоционального состояния «Химия моего счастья» (инфографика).
Тема 2.5. Критическое мышление
Практика. Тренинг на развитие критического мышления.
Тема 2.6. Креативное мышление
Практика. Тренинг на развитие креативного мышления.
Тема 2.7. Искусство самопрезентации. Публичное выступление
Теория. Основные приемы и правила коммуникации. Как подготовить
публичное выступление: подбор материала, приемы привлечения внимания,
способы преодоления скованности.
Базовые
публичных

принципы
выступлений

словесной
и

импровизации.

самопрезентации.

Базовые

навыки

Речевой каркас

самопрезентации.
Практика. Подготовка публичного выступления. Самопрезентация.
Тема 2.8. Финансовая грамотность
Теория. Финансовая грамотность. Финансовое благополучие. Личное и
семейное финансовое планирование.

16

Практика.

Турнир по финансовым боям. Игры по финансовой

грамотности.
Тема 2.9. Тайм-менеджмент
Теория. Разговор о важности времени, о его нехватке и умении
правильно его распределять. Поиск поглотителей времени и создание
собственного режима дня.
Практика. Инструменты управления личным и групповым временем.
Упражнение «Лента времени».
Модуль «Я лидер!»
Тема 3.1. Проект: поиск идей для реализации, оценка перспектив.
Теория. Понятие проекта и проектирования. Цели и задачи проектной
деятельности. Социальное проектирование. Виды социальных проектов.
Этапы реализации проекта (шаги). Виды презентаций.
Практика. Формирование проблемы, идеи и темы проекта. Подбор
команды для работы над проектной идеей.
Тема 2.2. Фестиваль проектных идей.
Практика. Презентация проектных идей. Публичная защита.
Модуль «Книга - наставник»
Тема 4.1. Тренинг «Живые картины».
Практика. Тренинг на командообразование и эффективную работу в
группе /команде. Необходимо выбрать художественное произведение и
создать живую картину. Тренинг направлен на развитие креативного
мышления,

развитие

творческого

потенциала,

нестандартное

решение

поставленных задач.
Тема 4.3. От прочтения к эффективной презентации
Теория. Классики детской литературы. Читательская грамотность.
Практика. Презентация «Книги моего детства».
Тема 4.3. Книга - наставник: конкурс видеороликов
Теория. Роль книги в жизни человека. Чему учит книга? Технология
создания видеоролика.
Практика. Работа над созданием видеоролика. Сценарный план.

17

Основная идея. Детали. Звуковой ряд. Итоговая презентация.
Тема 5. Подведение итогов программы
Подведение итогов программы. Награждение лучших участников.

2. Воспитательная деятельность
Воспитательная работа строится в соответствии с разработанными и
утвержденными Программой воспитания лагеря, ежегодным календарным
планом воспитательной работы и включает обязательные модули:
Наименование

Разделы

блока
Общие мероприятия ДОЛ «Орлёнок»:
1. Церемония подъёма (спуска) Государственного флага
Российской Федерации и исполнение
Г осударственного гимна Российской Федерации.
2. Фестиваль национальных культур «Свет в очаге»
3. Фестиваль талантов «Ты супер!»
4. Экскурсия «Музей боевой славы», «Краеведческий
музей» г. Буйнакска.
5. Спартакиада «Большие Старты».
6. Акция «День Добра».
2. Воспитательна

7. День РДДМ «Движение первых».

я деятельность

8.Мероприятия согласно календарю праздничных дней,
памятных дат и знаменательных событий, празднуемых в
ДОЛ «Орлёнок» в 2025 году.
9.

Мероприятия в соответствии с программой воспитания,

календарем планом воспитательной работы.
Ю.Кружки, мастер-классы
11 .Отрядная деятельность
12.Физкультурно-спортивные мероприятия
Итого: 115ч.

18

Церемония подъёма (спуска) Государственного флага Российской
Федерации

и

исполнение

Государственного

гимна

Российской

Федерации
Торжественная церемония подъёма (спуска) Государственного флага
Российской

Федерации,

символизирующая

начал о/закрытие

смены.

Исполнение Государственного гимна Российской Федерации.
Дни единых действий.
- День русского языка
- День России
- День памяти и скорби
- День молодежи
- День семьи, любви, верности
- День физкультурника
- День государственного флага Российской Федерации
День РДДМ «Движение Первых».
Тематический день проводится в целях формирования у обучающихся
представления

о

назначении

Общероссийского

общественно­

государственного движения детей и молодежи «Движение Первых», о его
месте и роли в достижении приоритетных национальных целей Российской
Федерации и личном вкладе в социально значимую деятельность.
«Цивилизационное наследие России».
Посещение краеведческого музея, экскурсии по историческим местам
города Буйнакска.
В

рамках

направления,

обучающиеся

знакомятся

с

именами

конкретных людей, которые прославили Россию, их подвигами. Изучают
памятники культуры Отечества.
Просветительский проект «Без срока давности».
«Без срока давности»
направленный
Отечественной

на

—

сохранение

войне.

В

масштабный
у

просветительский проект,

современников

памяти

рамках проекта рассекречиваются

о

Великой
архивные

документы, ведутся полевые работы, проходят просветительские акции и

19

научные конференции, школьники и студенты принимают участие в
реальных

делах

в

качестве

волонтёров,

членов

поискового

движения. Проект позволяет передать историческую память о трагедии
мирного

населения

СССР

в

период

Великой

Отечественной

войны

подрастающему поколению, вовлечь ребят в изучение исторических фактов.
В частности, благодаря проекту удалось обнародовать архивные документы,
связанные с Нюрнбергским процессом. Проект нацелен на патриотическое
воспитание

детей

приверженности
ценностям

-

и

подростков,

традиционным
любви

к

Родине,

направлен
российским
добру,

на

формирование

их

духовно-нравственным

милосердию,

состраданию,

взаимопомощи, чувству долга.
Ключевые мероприятия:
- Торжественное открытие и закрытие программы.
- Киноклуб - цикл кинопросмотров с целью знакомства обучающихся
с богатым кинонаследием России путем просмотра тематических фильмов и
их дальнейшего обсуждения; направлен на овладение социальными нормами,
духовно-нравственными ценностями и знаниями общества посредством
кинематографа.
Кинопросмотры проводятся несколько раз в течение смены (7-9 раз).
Фильмы для просмотра подбираются по возрастным группам с учетом
психофизических особенностей развития детей.
- Фестиваль национальных культур «Свет в очаге» (формирование у
детей уважения к истории и культуре народов Дагестана и России через
знакомство с народами, проживающими на территории Республики и
Российской Федерации, с их традициями и обычаями.)
-

Тематические

и

спортивные

праздники,

творческие

фестивали,

(творческий фестиваль «Ты супер!», Спартакиада «Большие старты»)
- Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных
значимым отечественным и международным событиям.
- Проведение
«Отрядная работа. КТД»

20

Отрядная

работа

включает

командообразование,

формирование

здоровьесберегающие

технологии,

мероприятия,

направленные

духовно-нравственных
личную

и

на

ценностей,

общественную

гигиену,

безопасное поведение, а также подготовку и реализацию мероприятий
различной направленности.
Организационный сбор отряда.
Проведение инструктажей по правилам поведения, обеспечивающих
безопасность

жизни

и

здоровья

детей.

Обсуждение

и

разработка

обучающимися символики отряда, выбор органов самоуправления и др.
Игры на знакомство и командообразование.
Знакомство обучающихся с вожатыми, друг с другом. Создание
атмосферы взаимопомощи и поддержки, а также условий для эффективного
межличностного

взаимодействия

в

условиях

временного

детского

коллектива.
Отрядное дело «Ожидания - Соглашения».
Выработка правил, традиций, законов отряда на период смены.
Ожидания от смены. Создание совместного документа (Соглашения),
регламентирующего жизнь отряда.
Творческая лаборатория.
Подготовка к творческим вечерним мероприятиям.
Огонек.
«Огонек знакомств». Знакомство с традициями и законами детского
лагеря. Создание благоприятной атмосферы, мотивации на смену, традиций
отряда.
Огонек «Экватор». Подведение итогов первой половины смены,
выстраивание
атмосферы.

перспектив
Мотивация

и
на

создание
активное

благоприятной

эмоциональной

самоусовершенствование

половины смены.
- «Счастье там где мама!» - концертная программа
- «Семья в объективе» - фото конкурс
- «Семья волшебный символ жизни» - тематическая беседа

второй

21

- «В поисках семейных ценностей» - квест - игра
Прощальный огонек. Подведение итогов смены.
«Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического и психического
здоровья

в

благоприятных

природных

и

социокультурных

условиях,

освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование
ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления
и т. п.
Физкультурно-спортивные образовательные занятия для обучающихся
основной медицинской группы проводятся в соответствии с учебно­
тематическим

планом

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы в полном объеме; разрешено посещение
спортивных секций, кружков, участие в соревнованиях, подготовка и сдача
нормативов соответственно возрасту.
Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в
массовых

физкультурных

дополнительного

мероприятиях

медицинского

осмотра.

не
К

разрешаются

участию

в

без

спортивных

соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Для таких обучающихся
разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
Основными

составляющими

здорового

образа

жизни

являются:

оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание,
соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения,
позволяющих избежать травм и других повреждений.
Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание
ответственного

отношения у детей

к своему здоровью

и здоровью

окружающих, включает:
— Физкультурно-спортивные мероприятия: зарядка, спортивный час,
спортивные соревнования, эстафеты и др.
Зарядка. Утренняя зарядка проводится ежедневно, начиная со второго
дня нахождения обучающихся на территории детского лагеря. Включает
комплекс физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих

22

основную

скелетную

мускулатуру,

способствует

развитию

мышц,

улучшению осанки, является профилактикой хронических заболеваний,
тонизирует организм, мобилизует внимание, повышает дисциплину.
«Спортивный час» дает возможность обучающимся: попробовать себя
в нескольких (разных) видах спорта и спортивных активностях; освоить
навыки коммуникации в коллективе в условиях соревновательной среды и
укрепить свое здоровье.
Система мероприятий в ДОЛ «Орлёнок», направленных на воспитание
ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью
окружающих, включает:
1. Физкультурно-спортивных мероприятия:
- Малые сезонные олимпийские игры «Кубок огня»;
- Физкультурно - спортивный праздник «Веселый старт»
- Спартакиада «Большие старты»;
- Военно-спортивная игра «Зарница»
2.

Спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем

воздухе: прогулка по лесу;
3. Просветительские беседы, направленные на профилактику вредных
привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и
спортом;
4. Встречи с известными (интересными) людьми - общественными
деятелями Республики Дагестан, деятелями спорта, культуры и искусства
и др.
«Профилактика и безопасность»
Профилактика и безопасность конфликтов,

создание

личностных

ресурсов,

условий

для

профилактика девиантного поведения,
успешного

способствующих

формирования

преодолению

и

развития

различных

трудных

жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным
факторам;

23

Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в
целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в ДОЛ
«Орлёнок» предусматривает:
- физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;
- специализированные проекты и смены;
- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в
- проведение систематической профилактической работы по технике
безопасности, профилактике и предупреждению чрезвычайных ситуаций, охране
жизни детей. В рамках программы проводятся:
- инструктажи по технике безопасности.
- плановые тренировки по эвакуации детей
- встречи со специалистами МЧС, ГИМС, прокуратурой, полиции и пр.

Методическое обеспечение
В ходе проведения образовательных занятий используются следующие
образовательные технологии:
-

технология развития критического мышления (реализуется в

процессе обсуждения результатов работы малых групп);
-

контекстная (деловая) игра.

Образовательный процесс строится исходя из принципа сочетания
следующих
элементами

различных

форм

направляемой

использованием

образовательных
дискуссии,

электронных

технологий:

постановкой

презентаций;

направляемая

лекция

проблем,

с
с

дискуссия;

презентация; выполнение эссе; подготовка обзора научной литературы по
теме; комментирование ответов, обучающихся; творческие задания; решение
задач; анализ конкретных ситуаций; деловая игра.
В рамках

обучения

используются

информационные

технологии,

основанные на применении современных компьютерных и сетевых средств, а
также информационных Интернет-ресурсов образовательного назначения:
образовательные порталы, официальные сайты учреждений образования и
органов

управления,

тематические

ресурсы,

методические

сайты,

24

электронные

библиотеки,

информационно-поисковые

и

аналитические

системы и др.
Специфика занятий заключается в постоянной смене форм работы:
беседа, лекция, конкурс, мероприятие, игра, тренинг, КТД, деловая игра,
защита

проектов,

исследовательская

и

поисковая

работа,

рефлексия.

Подобное переключение не позволяет обучающимся уставать, а занятие
становится продуктивным.
Особое внимание в программе уделяется групповым формам работы,
позволяющим

обучающимся

проявлять

активность,

наиболее

полно

реализовывать свои умения и навыки:
- проектная деятельность как вид групповой работы на приобретение
знаний, умений и навыков, необходимых для успешного общения;
- упражнения на взаимодействие в группах, построенных на моделях
жизненных ситуаций общения;
- деловые игры;
- игры, направленные на развитие творческой активности;
- игры, направленные на сплочение коллектива, выявление лидерских
качеств, на умение работать в атмосфере полного доверия;
- формы анализа личностного роста, развития коллектива;
- методы взаимодействия в группе: сбор, гибкое планирование, умение
работать с разным количеством людей;
- дискуссионные методы работы («круглые столы», «мозговой штурм»
и др.);
- творческие встречи с успешными людьми, лидерами в различных
сферах деятельности человека.
Особое внимание уделяется индивидуальным формам работы: ведение
«Навигатора моих достижений», обучение навыкам оформления и защиты
проекта, участие в конкурсах.
Для

успешной

реализации

методическое обеспечение:
- план-сетка программы;

программы

необходимо

следующие

25

- педагогический совет для вожатых;
- консультирование вожатых в течение смены;
- психолого-педагогическое

обеспечение

образовательной

деятельности.
Методы обучения, используемые в программе: словесные (устное
объяснение

материала),

наглядные

(презентация),

практические,

аналитические. С целью стимулирования творческой активности детей будут
использованы следующие формы занятий и формы подведения итогов:
Мастер-класс

-

метод

обучения

и

конкретное

занятие

по

совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в
определённой области творческой деятельности.
Интеллектуальная игра - логические либо стратегические игры, в
которых успех игрока напрямую зависит от умений, навыков и способностей
делать верные ходы согласно правилам.
Метод проектов - способ достижения поставленных дидактических
задач через детальную поэтапную разработку проекта. Это совокупность
приемов, действий, обучающихся в их определенной последовательности для
достижения поставленной цели, предложения решения проблемы, лично
значимой для обучающихся, входящих в круг проблем по профилю смены.
Основное значение метода состоит в представлении обучающимся
возможности актуализации полученных теоретических знаний в процессе
творческой практической работы. Метод ориентирован на самостоятельную
деятельность

обучающихся,

индивидуальную

и

групповую

-

под

руководством педагога. Педагогу в проекте отводится роль координатора,
консультанта, эксперта.
Метод

способствует

развитию

творческих

способностей,

познавательных навыков, умению самостоятельно конструировать свои
знания, развитию критического мышления и др.
Интерактивная лекция -

предполагает непосредственный контакт

педагога с обучающимися; позволяет акцентировать внимание обучающихся
на каждом отдельном теоретическом элементе, определять содержание и

26

темп изложения учебного материала с учетом особенностей и предпочтений
группы.

Педагог

ставит

на

обсуждение

конкретные

ситуации,

иллюстрирующие теоретический элемент. Обучающиеся анализируют и
обсуждают эти ситуации всей группой под руководством преподавателя.
Педагог активизирует обсуждение отдельными вопросами, наводящими на
открытие особенностей темы; представляет различные мнения, указывает на
правильные,

анализирует

неправильные,

приводит

слушателей

к

коллективному выводу, обобщению.
Мотивационная сессия - новый формат работы, который позволяет
узнать большее в разных областях жизни.
Аналитическая

диагностика

-

предполагает

проведение

диагностических исследований, возможность анализировать воспитательный
процесс, прогнозировать условия его успешности и результаты.
Диагностика
направленные

на

лидерских

качеств,

определение

уровня

обучающихся
развития

-

лидерских

методики,
качеств,

обучающихся: «Экспресс-диагностика организаторских способностей» Н.П.
Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов; «Методика самооценки лидерских
качеств. Тест «Я - Лидер» М.И. Рожков; «Самооценка лидерства» Н.П.
Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов.
Дискуссия позволяющий

обсуждение, обмен взглядами. Это активный метод,

высказать

свое

мнение

и

слушать

других.

Дискуссия

активизирует мышление, обеспечивает сознательное усвоение учебного
материала через рефлексию, отрабатывает умения выражать свои мысли,
четко формулировать вопросы, приводить аргументы и т.д.
Акции - социально значимые мероприятия, предпринимаемые для
достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых
экологической культуры.
Творческий конкурс - учебное мероприятие при котором обучающиеся
решают поставленные задачи в соревновательном формате.
Экскурсия - прогулка с образовательной, научной, спортивной целью.

27

Ресурсное обеспечение
Материальное-техническое обеспечение
Занятия проводятся на образовательных площадках ДОЛ «Орленок»
За каждым отрядом закрепляется отдельная аудитория.
Необходимое

оборудование:

проектор,

аудиотехника,

световое

оборудование, микрофоны, сцена, зоны групповой работы, флипчарт,
принтер, канцелярские принадлежности.

Кадровое обеспечение
Ф.И.О.

Специалисты ДОЛ
«Орлёнок»

Квалификация
Методисты, педагоги-психологи, педагогиорганизаторы, вожатые, воспитатели, педагоги
дополнительного
образования,
тренерыпреподаватели.

Список литературы
1. Искусство вести за собой: тренинги и занятия по формированию у
юношества социальной инициативности и лидерских качеств / [под ред. С. В.
Тетерского]. -

Москва : Изд-во АРКТИ, 2007. -

(Дополнительное образование). -

94, [1] с. : ил. -

ISBN 978-5-89415-590-6. -

Текст

:

непосредственный.
2. Как вести за собой : большая книга Вожатого / науч. ред., авт.-сост.
Л. И. Маленкова. - Москва : Пед. о-во России, 2004. - 607 с. - ISBN 593134-216-8. - Текст : непосредственный.
3. Командные игры-испытания. Кипарис-8 : [сб. игр] / [авт.-сост. Ю. Д.
Беляков]. - М. : Пед. об-во России, 2004 (Владимир, книж. тип.). - 188, [3] с.
: ил., табл. - (Библиотека журнала «Вожатый века» / М-во образования РФ.
Всерос.

дет.

центр

непосредственный.

«Орлёнок»).

-

ISBN

5-93134-241-9.

-

Текст

:

28

4. Лутошкин, А. Н. Как вести за собой : Старшеклассникам об основах
орг. работы / Под ред. Б. 3. Вульфа. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва :
Просвещение, 1986. - 208 с. : ил. - Текст : непосредственный.
5. Макаренко, А. С. Коллектив и воспитание личности / [Сост. и авт.
вступ. статьи, с. 5-22, В. В. Кумарин]. - Москва : Педагогика, 1972. - 334 с. :
портр. - Текст : непосредственный.
6. Минова,

М.

Е.

Подготовка

лидеров

детских

и

молодежных

общественных объединений в учреждениях образования : пособие для
педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и
русским языками обучения, учреждений дополнительного образования
детей и молодежи / М. Е. Минова. - Минск : Национальный институт
образования,

2018.

-

240

с.

ISBN

978-985-594-040-2.

-

Текст

:

непосредственный.
7. Прутченков, А. С. Ученическое самоуправление : организационно­

правовые основы, система деятельности : учебно-методическое пособие / А.
С. Прутченков, И. С. Фатов. - Москва : Изд-во Моек, гуманит. ун-та, 2013. 112 с. - ISBN 978-5-98079-925-0. - Текст : непосредственный.
8. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью.
Юногогика

: учеб,

пособие для студентов

вузов,

обучающихся

по

специальности / М.И. Рожков. - М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАД ОС, 2008.
- 264 с. - (Учебное пособие для вузов). - ISBN 978-5-691-01457-4. - Текст :
непосредственный.
9. Рожков, М. И. Воспитание свободного человека : монография / М. И.
Рожков, Л. В. Байбородова. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. - 264
с. - Текст : непосредственный.
10.

Рожков, М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью.

Юногогика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью» / М.
И. Рожков. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 262 с. : табл. - (Учебное пособие
для вузов). - ISBN 978-5-691-01457-4. - Текст : непосредственный.

29

11.

Сбитнева, В. Б. Педагогические условия развития лидерских

качеств подростков в детском общественном объединении : автореферат дис.
... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Удмурт, гос. ун-т. - Ижевск,
2006. - 22 с. - Текст : непосредственный.
12.

Смекалова.

Е.

М.

Школа

лидерства.

Методические

рекомендации. - Москва : ТЦ «Сфера», 2006. - 94 с. ISBN: 5-89144-718-5. Текст : непосредственный.
13.

Социальное проектирование: рекомендации по оформлению,

оценке эффективности и ресурсному обеспечению социальных проектов :
научное

издание

/

Нижегородский

областной

центр

эстетического

воспитания детей ; сост. О. Б. Коновалова, Ж. В. Рыжова. - Нижний
Новгород:

Педагогические

технологии,

2004.

-

96

с.

-

Текст

:

непосредственный.
14.

Тетерский,

С.

В.

Время

созидателя

:

100+

упражнений

воспитания кадров современной России : [рабочая тетрадь] / Сергей
Тетерский. - Москва : [б. и.] ; Екатеринбург : Банк культурной информации,
2017. -

178 с.

: ил., табл. -

ISBN 978-5-9907691-0-6. -

Текст

:

непосредственный.
15.

Технологии

подготовки

лидеров

детских

общественных

объединений : учебно-методическое пособие : в 2 частях. Ч. 1. / А. В.
Волохов [и др.] ; Ком. общественных связей города Москвы, Дом детских
общественных
связей. -

организаций,

Ин-т

междунар.

социально-гуманитарных

Москва : Дом детских общественных организаций : Ин-т

междунар. социально-гуманитарных связей, 2007. - 71 с. - табл. - ISBN 9785-903281-17-6 (Детское движение Москвы). - Текст : непосредственный.
16.

Технологии

подготовки

лидеров

детских

общественных

объединений : учебно-методическое пособие в 2 частях. Ч. 2. / А. В.
Волохов [и др.] ; Ком. общественных связей города Москвы, Дом детских
общественных
связей. -

организаций,

Ин-т

междунар.

социально-гуманитарных

Москва : Дом детских общественных организаций : Ин-т

междунар. социально-гуманитарных связей, 2007. - 102 с. : табл. - ISBN

30

978-5-903281-19-0.

-

(Детское

движение

Москвы).

-

Текст

непосредственный.
17.

Учебное пособие по разработке и реализации социальных

проектов. - Москва : Фонд социального развития и охраны здоровья
«Фокус-медиа», 2007. - 195 с. - Текст : непосредственный.
18.

Фетискин

Н.

П.

Социально-психологическая

диагностика

развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М.
Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002, - 488 с.: ил., табл. ISBN 5-89939-086-7. - Текст : непосредственный.
19.

Фопель,

К.

Создание

команды.

Психологические

игры

и

упражнения / Пер. с нем. - Москва : Генезис, 2003. - 400 с. - ISBN 5-85297045-Х. - Текст : непосредственный.
20.
Новгород

Хочу быть лидером! / Авт.-сост.: Е. В. Горохова. - Нижний
: Педагогические технологии,

2000. -

93

с. -

(Детское

общественное движение и ученическое самоуправление ; вып.1). - ISBN 5901531-01-9. - Текст : непосредственный.
21.

Хочу быть лидером!: Вып. 2. / Учебно-метод. материалы,

рекомендации, игры, тренинги, упражнения для вожатых, педагогов. Нижний Новгород: Из-во ООО «Пед. технологии», 2003. - 96 с. - Текст :
непосредственный.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».